Психодиагностика одаренности

Лист ответов

Дата _____________
Школа___________ Класс___________ Возраст______________
Респондент (Ф.И.О.) ____________________________________
(заполняющий анкету)

В листе ответов с номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему, в какой степени у каждого ученика проявляются вышеописанные характеристики. Возможные оценочные баллы:

  1. – никогда,
  2. – редко,
  3. – иногда,
  4. – часто,
  5. – постоянно.
Ф.И.О. Характеристики креативности
                   
                   
                   
                   
                   

Туник Е. Опросник креативности Джонсона // Школьный психолог. №47.– 2000.


  1. Собирается анамнез о ребенке от родителей и педагогов.
  2. Заполняется индивидуальная карта развития ребенка (уровень развития речи, умственная активность, способность к умозаключениям, особенности памяти, успеваемость, самооценка, взаимодействие со сверстниками, родителями, педагогами, состояние здоровья и свойства нервной системы).
  3. Используется метод наблюдения. При наблюдении учитываются такие признаки одаренности:
    1. Повышенная активность, проблемы со сном и едой.
    2. Повышенная познавательная активность.
    3. Бесконечные вопросы, которые задают дети.
    4. Ранняя речь и большой словарный запас.
    5. Необычная внимательность и ненасытное любопытство, отличная память.
    6. Стремление к познанию и стимулированию разума.
    7. Повышенная биоэлектрическая и электрическая активность мозга.
    8. Способность прослеживать причинно – следственные связи и делать соответствующие выводы.
    9. Абстрактное мышление.
    10. Способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
    11. Любимое занятие – коллекционирование.
    12. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый опыт.
  4. Заполняется анкета А.И. Савенковой, включающая исследование различных специальных способностей, а именно:
    1. способности к занятию научной работой
    2. гуманитарные способности, литературное дарование
    3. музыкальный талант
    4. артистический талант
    5. художественные способности
    6. способности к спорту
    7. интеллектуальные способности
    8. технические способности.

Дается оценка по каждому из качеств в баллах в предложенных восьми областях, затем баллы суммируются и строится графическое изображение способностей ребенка.

  1. Для психодиагностики используются тесты:
    • Интеллектуальные тесты (Тест Векслера, тест Айзенка, КОТ, тест Амтхауэра, тест Равенна).
    • Тесты креативности (творчества) (тест Торренса, тест Гилфорда, проба Ю. Кулюткина).
    • Тесты, изучающие память и внимание (образная, слуховая, зрительная память; корректурная проба, тест Мюнстерберга).

9. Методика «Дорисовывание фигур»

Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение у старших дошкольников и у младших школьников.

Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага.

Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка. Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

1 тип – ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

2 тип – также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

3 тип – изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

4 тип – ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

5 тип – заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

10. Тест «Нарисуй человека»

Тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков. Предложен Ф. Гудинаф в 1926 г.

Обследуемому предлагают изобразить на листе бумаги мужчину, причем просят сделать это как можно лучше. Время рисования не ограничивается. Оценка уровня интеллектуального развития осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изображает обследуемый, как учтены пропорции, перспектива и т. д.

Ф. Гудинаф разработала шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка. Имеются нормы для детей от 3 до 13 лет, которые могут быть сопоставлены с умственным возрастом.

Надежность теста, неоднократно проверявшаяся разными методами, достаточно высока. Коэффициент ретестовой надежности составляет 0,68, а коэффициент надежности методом расщепления — 0,89. Показатели конструктной валидности, несмотря на вариабельность, превышают 0,50. Г. Тест может быть использован как в индивидуальном, так и в групповом исследовании. На основе данной методики К. Маховер была предложена проективная методика исследования личности.

В 1963 г. Д. Харрисом тест был пересмотрен, расширен и опубликован под названием «Гудинаф-Харрис рисования тест». В варианте, предложенном Д. Харрисом, после завершения рисунка мужчины обследуемому предлагают изобразить женщину, а затем нарисовать свой портрет. Наряду с известным способом оценки рисунка по его элементам предложена более простая обработка результатов тестирования - качественная оценка рисунка в целом путем сопоставления полученного изображения с 12 образцами (по степени сходства с эталоном). Коэффициент корреляции между данными, полученными при рисовании мужчины и женщины, весьма высок (0,91-0,98), что позволяет считать оба варианта взаимозаменяемыми. Изображение испытуемым самого себя разрабатывалось Д. Харрисом как проективная методика исследования личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: