Зрительные ориентировочные реакции.
Мес.
Навыки и умения в процессах.
Подготовительные этапы развития активной речи.
Движения руки и действия с предметами.
Эмоции и социальное поведение.
Слуховые ориентировочные реакции.
Зрительные ориентировочные реакции.
Мес.
Узнает мать, радуется.
К ребенку, лежащему на спине поочередно, с паузой 10-15 с., наклоняются мать и незнакомый взрослый.
На мать смотрит, улыбается. При повторном ее появлении оживляется, гулит, тянется. Недоволен, когда мать отходит, не сразу переводит взгляд на незнакомого, смотрит на него спокойно, отвлекается.
Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его взглядом.
Материал: погремушка.
На расстоянии 70 см., вне поля зрения ребёнка, в тихом помещении, гремят погремушкой 3-4 раза, с паузами в 2 с.
В норме ребенок слушает 2-3 с. и четко поворачивает голову в сторону звука, ищет и быстро находит погремушку, смотрит на нее до 10 с.
|
|
По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию.
Материал: металлофон.
Лежащему на спине ребенку играют колыбельную (спокойную) мелодию, после паузы 15-30 с. – плясовую и опять – колыбельную.
Спокойно слушает колыбельную; радуется, слушая плясовую, появляется «комплекс оживления», сохраняющийся до 5-10 с. слушая колыбельную, успокаивается.
Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления». Наблюдают за ребенком в течении 30 мин. Над грудью ребенка игрушки на высоте 10-15 см.
Помощь: гладим, вызываем «комплекс оживления».
Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним.
Говорят с ребенком 1-1,5 мин.
Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.
Испытуемый ребенок на расстоянии 40 – 50 см. от других детей.
Рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над грудью игрушки.
Материал: 2 погремушки, подвешены на лентах на высоте 5-10 см. над грудью.
5. Общие движения ребёнка.
То же что и в 3 мес, но более ярко выражено.
Гулит.
Наблюдаем за ребенком, лежащим на спине в течении 30 мин.
Помощь: произносят повторно гласные звуки, наклонившись над ребенком.
Во время кормления придерживает грудь матери или бутылочку руками.
Помощь: направляем руку к бутылочке.
Отличает близких людей от чужих по внешнему виду.
Ребенок лежит на спине или находится в вертикальном положении на руках у взрослого. Сначала появляется знакомый взрослый, затем сразу – незнакомый и снова знакомый.
При виде знакомого радуется, оживляется, при виде незнакомого оживление угасает, хмурится, может заплакать.
|
|
Узнает голос матери.
С ребенком издали ласково говорит незнакомый взрослый 30 с.-1мин., после паузы (30 с.), - мать – и опять после паузы – незнакомый взрослый.
В норме ребенок прислушивается к незнакомому голосу, ищет говорящего глазами, к повторному звучанию безразличен. К голосу матери прислушивается, ищет ее, улыбается, беспокоится и ищет, когда голос замолкает.
Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.
С ребенком, не наклоняясь к нему, говорят ласково, после паузы в 5-10 с. строго и опять ласково.
На ласковую интонацию улыбается, оживляется, на строгую – сосредотачивается, хмурится, может заплакать.