Факторы, влияющие на результативность планирования ИТ

Требования к планированию на различных этапах внедрения ИТ

Выше были выделены четыре этапа внедрения ИТ, каждый из которых характеризуется своими требованиями к планированию.

1. На первом этапе (выявление нужной технологии и планирование инвестиций) определяются затраты на изучение новых технологий и инвестиции в перспективные ИТ.

2. Эффективность планирования на втором этапе(технологическое обучение и адаптация) можно измерять поддержкой, которую пользователи окажут пилотным проектам. Результатом этапа является уточненная потребность в численности и квалификации персонала.

3. На третьем этапе (рационализация/управленческий контроль) цель планирования ИТ состоит в определении оптимальных границ развертывания приложений с точки зрения наилучшего соотношения эффективности и издержек.

4. На заключительном этапе (зрелость/повсеместная передача технологии) освоения ИТ происходит управляемая эволюция технологии, когда обучение пользова­телей завершено и создана система текущего управления технологией, планируются долгосрочные тенденции ее эксплуатации.

Обычно на предприятии имеются различные ИТ, находящиеся на всех четырех этапах внедрения, поэтому единообразие в планировании ИТ практически исключено. Вместо этого специалисты подразделения ИТ имеют дело с портфелем технологий, каждая из которых создает свои проблемы.

Точно так же подход к планированию у разных подразделений внутри предприятия должен быть различным, поскольку каждое из них, как правило, в разной степени знакомо с той или иной технологией.

По мере освоения новых информационных технологий, сдвигов в конкуренции, изменения стратегий развития предприятия приоритетность различных приложений меняется. Поэтому в процессе планирования ИТ должны учитываться некоторые конкретные предпосылки, касающиеся природы и роли технологической эволюции.

Затраты ресурсов на планирование. Финансовые и людские ресурсы, вовлеченные в планирование ИТ, отвлекаются от других видов деятельности, в частности, от разработки новых систем. В какой степени целесообразно отвлекать ресурсы из других сфер деятельности предприятия — это всегда вопрос.

Соответствие планирования ИТ организационной культуре предприятия. Важный аспект планирования ИТ состоит в том, что оно реализуется в рамках определенной культурной среды на предприятии. Так, если планирование активно поддерживается высшим звеном управления, такой же внутренний климат устанавливается и в подразделениях пользователей.

Стратегическое влияние ИТ. На одних предприятиях ИТ играют стратегичес­кую роль, в то время как на других — полезную, но все же второстепенную. В этом случае трудно ожидать, что высшее звено управления будет уделять ИТ много времени.

Недооценка роли ИТ. Выбор подхода к планированию ИТ часто усложняется несоответствием между мнением руководителей различных подразделений и реальным значением ИТ в текущей и, что особенно важно, в будущей деятельности предприятия. В этом случае важна роль высшего руководства для обоснованного принятия стратегических решений.

Часто возникают две проблемы:

· планы и стратегии, разработанные для ИТ, технически оправданы и отвечают потребностям пользователей, как они их понимают сегодня, но могут оказаться непродуктивными и даже контрпродуктивными, если ИТ не соответствуют стратегии развития предприятия;

· планы, которые разрабатываются «наверху», могут быть далеки от реалистичных подходов к внедрению новых ИТ. Это может вызвать разнообразные затруднения и даже стать причиной невыполнимых ожиданий.

Слишком часто высшее звено управления считает, что нет смысла особенно беспокоиться о планировании ИТ. Специалисты, понимая его стратегическую значимость, нередко неспособны донести свое мнение до лиц, принимающих окончательные решения.

Понимание важности и статуса руководителя подразделения ИТ. Статус руководителя подразделения ИТ должен соответствовать той роли, которую играют или должны играть ИТ в операционной деятельности и в процессе формирования стратегии фирмы. Если при стратегической важности ИТ статус руководителя невысок, ему трудно будет получать от верхнего звена управления информацию, необходимую для успешного планирования.

Близость руководителя подразделения ИТ к руководителям высшего звена управления. На предприятиях, где многие важные решения принимаются неформально и где ИТ играют важную роль, руководитель подразделения ИТ должен в буквальном смысле находиться близко к руководству — «в соседнем кабинете», рядом с руководи­телями высшего звена. Даже обладая высоким статусом, трудно быть активным членом управленческой команды, если непосредственно не участвовать в ней.

Размер и сложность организации. По мере роста размера и сложности предприятия, расширения приложений ИТ, плановый процесс поможет обеспечить широкий диалог, очень важный для выработки единого мнения, ибо рекомендации общего характера о том, как планировать ИТ, почти всегда бессмысленны в конкретной ситуации. Даже на одном предприятии может существовать различная практика планирования в его подразделениях.

АУДИТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

На большинстве предприятий аудит ИТ не проводится. Однако, являясь частью внутреннего аудита предприятия, функции аудита ИТ заслуживают серьезного рассмотрения на самом верхнем уровне управления.

Важность этой функции возрастает с развитием межорганизационных систем и ростом электронного мошенничества. Она становится передней линией защиты в мире сетей с его все возрастающей сложностью. Можно выделить следующие предметные области аудита ИТ.

Во-первых, создание и внедрение стандартов, связанных с ИТ, с их развитием и операционной деятельностью, с контролем над ними. Разработка стандартов не является одноразовым мероприятием, а требует постоянных усилий и внимания.

Во-вторых, применение стандартов в подразделениях. Аудит обеспечивает своевременный учет достижений в этой области и анализ неожиданных ситуаций, снижает опасность мошенничества, а, следовательно, — и потери предприятия. Он также дает материал для анализа операционной эффективности.

В-третьих, проектирование систем, для того, чтобы в последующем созданные системы можно было легко контролировать, и эксплуатационные изменения не создавали проблем. Такая вовлеченность явно подвергает риску предполагаемую независимость исполнения миссии аудита, но это необходимый компромисс с реальным миром.

Эти кажущиеся несложными задачи совсем не просто реализовать на практике по следующим причинам:

· набрать необходимый персонал для аудита очень трудно, требуется высокая квалификация одновременно в двух областях (ИТ и аудит);

· «искусство» аудита ИТ постоянно отстает от требований, связанных с появлением новых технологий;

· управленческая поддержка аудита ИТ нередко носит эпизодический характер и часто связана с внешними или внутренними неудачами.

Таким образом, хотя многие задачи текущего управления ИТ имеют сходство с аналогичными задачами в других сферах деятельности предприятия, между ними есть и различия. Прежде всего, они связаны с быстрыми изменениями в ИТ и с длительной адаптацией пользователя к новым технологиям.

Нередко отдельным подразделениям приходится использовать совершенно различные подходы к текущему управлению, поскольку они находятся на различных этапах внедрения и используют неодинаковые комбинации технологий.

По мере того, как ИТ вводятся в эксплуатацию, неэффективность отдельных операций может иметь серьезные последствия для предприятия в целом. Тем самым усили­вается роль аудита, а сама система текущего управления ИТ нуждается в дальнейшем развитии.

ЭТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИТ

Балансирование между требованиями эффективности и ответственностью перед работниками — это лишь одна из проблем, с которой сталкиваются предприятия, использующие ИТ. К другим проблемам относятся установление прав на информацию, включая право на конфиденциальность, защита прав интеллектуальной собственности, учет последствий внедрения ИС, формирование стандартов, обеспечивающих защиту безопасности людей и общества, обеспечение ценностей и институтов, важных для качества жизни в информационном обществе.

АНАЛИЗ ЭТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИТ

ИТ и ИС поднимают новые этические вопросы, важные как для отдельных людей, так и для всего общества, поскольку они создают возможности для социальных изменений, угрожают существующему распределению власти, денег, прав и обязательств. Подобно другим технологиям, ИТ можно использовать для социального прогресса, но также для преступлений и как угрозу социальным ценностям. ИТ дают выгоду одним и вызывают издержки у других.

Можно выделить пять основных областей, где ИТ и ИС разрушают или реформируют традиционные правовые и моральные нормы.

Информационные права и обязательства. Какими правами обладают люди и организации относительно информации о самих себе? Какие права нужно защищать? Какие обязательства имеют сотрудники организации относительно этой информации?

Права собственности. Как защитить права на интеллектуальную собственность в новом обществе, если слежение за нею затруднено, а игнорировать традиционные права стало очень легко?

Учет и контроль. Кто должен заниматься учетом, нести ответственность за вред, причиненный индивидуальной и коллективной информации и правам собственности?

Качество ИС. Какие стандарты данных, и какое качество систем нужно обеспечить, чтобы защитить права людей и безопасность общества?

Качество жизни. Какие ценности должны быть сохранены в обществе, базирующемся на информации и знаниях? Какие институты нужно защитить? Какие культурные ценности в первую очередь нуждаются в поддержке со стороны новых технологий?

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ, КОТОРЫЕ ПОРОЖДАЮТ ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Для общества вообще характерно повсеместное присутствие этической пробле­матики, но распространение ИТ еще больше ее обостряет. Причина обострения — в том, что существующие социальные порядки вряд ли позволят удовлетворительно решить возникающие проблемы, приводя к быстрому устареванию действующих законов. В основе роста этической напряженности лежат четыре ключевых фактора.

Удвоение мощности компьютеров каждые 18 месяцев, примерно с начала 80-х годов, позволило большинству предприятий внедрить ИС для управления своими основными производственными процессами. В результате резко возросла зависимость производства от информационных систем и, соответственно, уязвимость предприятия от системных ошибок и плохого качества данных. Случающиеся системные сбои вызывают всеобщую озабоченность, т.к. они свидетельствуют о растущей зависимости людей и общества от ключевых ИС. Стандарты, гарантирующие точность и надежность ИС, еще не приняты и не внедрены повсеместно.

Успехи в методах хранения данных и быстрое снижение издержек хранения привели к созданию информационных баз данных (например, содержащих сведения о персонале, потребителях и потенциальных потребителях), поддерживаемых частными и государственными орга­низациями. Эти успехи в хранении данных могут привести и действительно приводят к нарушению привычных принципов конфиденциальности.

Успехи в методах получения данных для крупных баз данных является третьей тенденцией, вызывающей этическую озабоченность.

Успехи в телекоммуникационной инфраструктуре, типа широкого использова­ния интернета и создания национальных телекоммуникационных сетей позволяют существенно понизить стоимость больших объемов информации и открывают новые возможности для получения данных, используя отдаленные терминалы. Вполне может случиться, что через несколько лет успехи в области ИТ позволят вторгаться в частную жизнь в масштабах, которые трудно себе сейчас даже представить.

Развитие глобальных сетей, широко доступных для отдельных людей и для бизнеса, также вызывает много этических и социальных вопросов. Кто учитывает потоки в сетях? Можно ли отслеживать использование информации, собранной предприятиями и другими организациями? Как влияют сети на традиционные отношения в семье, на работе и отдыхе? Как должны быть изменены схемы традиционных рабочих мест, когда миллионы служащих имеют мобильные офисы, за которые сами же и платят?

ЭТИКА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Для людей, обладающих свободой выбора, этические проблемы неизбежны. Имея перед собой множество вариантов действий, они вынуждены решать, какой из вариантов является правильным с моральной точки зрения, а это предполагает знание характеристик «этического выбора».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: