Глава 3. Общие принципы построения многоканальных систем передачи.
Основу современных телекоммуникационных систем составляют многоканальные системы передачи (МСП), позволяющие получить типовые каналы и тракты и обеспечить экономически целесообразно организованную связь на любые расстояния.
Пусть между пунктами А и Б, расстояние между которыми L км, требуется организовать N каналов. Необходимое количество каналов может быть организовано на воздушных, кабельных и радиорелейных линиях различными способами.
С экономической точки зрения представляют интерес только те варианты организации связи, которые при прочих равных условиях требуют меньших затрат.
Представление об эффективности использования МСП можно получить путем сравнения вариантов организации связи между пунктами А и Б по общим или удельным капитальным вложениям.
Рассмотрим два варианта организации N каналов: по первому из них необходимое количество каналов N получается путем использования N физических цепей, а по второму варианту необходимое количество каналов получается путем использования МСП и одной физической цепи.
|
|
Общие капитальные вложения определяются формулами:
־ по 1-му варианту
(1)
־ по 2-му варианту
(2)
где стоимость прокладки одного километра физической цепи и соответствующего технического оснащения;
стоимость одного километра физической цепи;
N - необходимое количество каналов (цепей);
L - протяженность магистрали (расстояние между пунктами А и Б);
стоимость оборудования МСП оконечных пунктов магистрали.
Удельные капитальные вложения по вариантам и определяются как частное от деления общих капитальных вложений на протяженность каналов магистрали - на канало-километры NL.
Для первого варианта
(3)
для второго варианта
(4)
Общая экономия от применения оборудования многоканальных систем передачи (МСП) будет равна
(5)
и удельная экономия
(6)
Зависимости, выраженные формулами (1) (6), представлены графически на рис. 1 и рис. 3 при фиксированном количестве каналов N = const и на рис. 2 и рис. 4 при фиксированной протяженности магистрали L = const
Из формул (5) и (6) и рис. 1 4 видно, что использование многоканальных систем передачи для получения заданного числа каналов на одной физической цепи экономически оправдано, если потребность каналов и протяженность магистрали больше некоторых критических значений NК и LK. Экономия от применения МСП тем выше, чем больше пучок каналов N и протяженность магистрали L.
Рис. 1. К определению капитальных вложений Рис. 2. К определению капитальных вложений
и общей экономии для вариантов организации и удельной экономии для вариантов
|
|
связи при N = const организации связи при L = const
Рис. 3. К определению удельных капитальных Рис. 4. К определению удельных капитальных
вложений и удельной экономии для вложений и экономии для вариантов
вариантов организации связи при N = const организации связи при L = const
При использовании многоканальных систем передачи для различных линий связи (кабельные, радиорелейные и др.) общие капитальные вложения равны
(7)
и удельные капитальные вложения
(8)
где стоимость одного километра магистрали без стоимости оборудования МСП;
стоимость одной МСП, отнесенная на один километр магистрали;
количество МСП;
количество каналов, образуемых одной МСП;
протяженность магистрали, км.
§ Обобщенная структурная схема многоканальной системы передачи
Многоканальной системой передачи (в дальнейшем «системой передачи») называется совокупность технических средств, обеспечивающих одновременную и независимую передачу однотипных или разнотипных сообщений от N источников к N получателям по одной линии связи (физической среде распространения сигналов электросвязи).
Обобщенная структурная схема N- канальной системы передачи (СП) приведена на рис.
Рис. Обобщенная структурная схема многоканальной системы передачи
Первичные сигналы, время существования и спектры частот которых могут частично или полностью перекрываться, поступают в передающую часть системы передачи, где с помощью устройств Mi преобразуются в канальные сигналы.
Процесс преобразования первичного сигнала в канальный решает две задачи.
Во-первых, каждый канальный сигнал наделяется совокупностью физических признаков, отличающих его от остальных канальных сигналов; эти признаки или параметры называются разделительными.
Во-вторых, необходимо сформировать канальные сигналы так, чтобы в них содержались передаваемые сообщения, т.е. сведения о форме первичных сигналов, поступающих на входы каналов.
Многоканальный, или групповой сигнал S(t) получается объединением канальных сигналов в устройстве объединения О. В частности, групповой сигнал можно получить суммированием канальных сигналов, т. е.
Системы передачи, где групповой сигнал представляет сумму канальных сигналов, называются аддитивными.
Системы передачи, в которых при формировании группового сигнала применяются другие операции, носят название комбинационных.
Современные многоканальные телекоммуникационные системы в основном являются аддитивными.
Прохождение группового сигнала по линии связи (среде распространения) сопровождается помехами и искажениями, следовательно, на входе приемной части системы передачи будем иметь сигнал S'(t).
Разделение группового сигнала на отдельные канальные сигналы осуществляется разделяющими устройствами Фi (фильтрующими устройствами) на основе тех разделительных признаков, которыми первичные сигналы были наделены на передаче. На выходе устройств Фi получаем канальный сигнал отличающийся от канального сигнала наличием помех и искажений, обусловленных прохождением канального сигнала по элементам оборудования систем передачи и среды распространения (линии связи).
Разделяющие устройства Фi могут быть линейными и нелинейными. Система передачи называется линейной или системой передачи с линейным разделением сигналов, если развязывающие устройства являются линейными четырехполюсниками с постоянными или переменными параметрами. Если разделяющие устройства представляют нелинейные четырехполюсники, то такие системы передачи называются нелинейными. В основном применяются системы передачи с линейным разделением каналов (сигналов).
После разделения канальные сигналы поступают на устройства Дi, где осуществляется преобразование канальных сигналов в первичные сигналы отличающиеся от первичных сигналов на передаче наличием помех и искажений, вносимых элементами оборудования систем передачи и линий связи.
|
|
При разработке и исследовании многоканальных систем передачи обычно известны свойства первичных сигналов, число каналов и характеристики линий связи-среды распространения и помех.
Теория построения многоканальных телекоммуникационных систем должна указать класс канальных сигналов, обеспечивающих принципиальную возможность их разделения, и определить требования к устройствам формирования канальных сигналов и их разделения, обеспечивающих минимальное различие между первичными сигналами на передаче C(t) и приеме C'(t). Должны быть также указаны пути технической реализации устройств формирования канальных сигналов М, их объединения О и разделения.
В многоканальных системах передачи кроме внешних помех возникают специфические помехи, обусловленные неидеальностью функционирования устройств разделения канальных сигналов. Эти помехи проявляются как взаимные переходные влияния между каналами. Необходимо указать пути снижения этих влияний до допустимых значений.
Системы передачи должны обеспечивать не только высокое качество передачи сигналов, но и ее необходимую надежность. При этом дальность связи может достигать многих тысяч километров. Важной задачей техники многоканальных систем передачи является также достижение высокой экономической эффективности, которая оценивается стоимостью строительства и эксплуатации 1 км канала передачи. В связи с этим может быть поставлена задача построения многоканальных систем передачи, минимизирующих эти показатели.
Следовательно, основные задачи техники многоканальных систем передачи сводятся к созданию систем, обеспечивающих заданное число каналов, требуемые качество передачи, надежность, эффективность и дальность связи.
Современные многоканальные системы передачи состоят из следующих основных частей (рис.): каналообразующего оборудования (КОО), оборудования сопряжения (ОС), оборудования линейного тракта (ОЛТ), унифицированного генераторного оборудования (УГО) и сервисного оборудования (СО).
|
|
Каналообразующее оборудование для конкретного типа систем передачи является унифицированным и предназначено для создания типовых каналов с характеристиками, соответствующими определенным нормам.
Рис. Унифицированное оборудование многоканальных систем передачи
Оборудование линейного тракта является частью системы передачи, в которой сигналы всех каналов объединены в групповой или многоканальный сигнал, параметры которого согласованы с параметрами передачи среды распространения, и называется такой сигнал линейным. Оборудование линейного тракта включает в себя устройства, устанавливаемые на оконечных станциях, линию связи и оборудование промежуточных станций (усилительные или регенерационные пункты).
Оборудование сопряжения является специфическим для каждой системы передачи, оно обеспечивает согласование каналообразующего оборудования с оборудованием линейного тракта.
В состав системы передачи входит также унифицированное генераторное оборудование, вырабатывающее электрические сигналы, необходимые для формирования канальных сигналов, и вспомогательные сигналы, обеспечивающие качественное функционирование всего оборудования систем передачи.
Сервисное оборудование обеспечивает автоматизацию процессов технического обслуживания каналов и трактов систем передачи.
Самой дорогостоящей частью многоканальной системы передачи является каналообразующее оборудование, реализующее различные методы разделения канальных сигналов.