Семинар 1
Тема: Технология: эволюция понятия и сущность
Вопросы для обсуждения:
1. Сделайте сравнительный анализ различных определений понятия " педагогическая технология". Чем различаются понятия "методика" и "технология"? В чем, по вашему мнению, заключаются преимущества педагогической технологии?
2. Каковы условия (требования) организации технологического процесса в обучении?
3. Раскройте структуру технологии обучения. Назовите ее основные компоненты.
4. Охарактеризуйте основные группы педагогических технологий. Чем обусловлено их внедрение в школьную практику?
Литература:
1. Маврин С.А. Педагогические системы и технологии: Уч. пособие для студентов педвузов.- Омск, 1993.
2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./ Учеб. пособие/ Под ред. С.А.Смирнова.- М., 1999.- Гл..15.
3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов пед. спец./ под ред. В.С. Кукушкина. - Ростов н/д, 2002.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
5. Чекалева Н.В. Современные теории и технологии образования. - Омск: ОмГПИ, 1993.
В психологии выделяют следующие направления исследования личности:
L – данные (Life record data) | информация о личности может быть получена путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни; |
Q – данные (questionnaire data) | информация о личности может быть получена с помощью опросников и др. методов самооценок (см. Тема 4); |
T – данные (Tests data) | информация о личности может быть получена с помощью объективных тестов. |
Следует также отметить проективный метод исследования личности.
Тесты личности делятся на тесты действия и ситуационные тесты. Тесты действия представляют собой процедуры, ориентирующие респондента на выполнение какой-либо задачи. То есть ему дается целевая задача что-то выполнить, и его не просят описать привычный способ поведения (как, например, в опросниках). Цель этих тестов замаскирована, индивид не осознает, какой аспект его действий оценивается. Задачи, предъявляемые испытуемому, структурированы: в этом их принципиальное отличие от задач, используемых в проективных методиках. Большинство тестов воспринимается испытуемым как проверка способностей, при которой он должен стараться дать "правильный" ответ (в отличие от проективных методик, в которых любой ответ "хорош").
Существует несколько подходов в рамках тестов действия: исследование когнитивного стиля (типичных способов восприятия, решения проблемных ситуаций, мышления, запоминания), исследование эстетических вкусов, юмора, оценка пословиц, оценка интересов и установок.
Ситуационные тесты предполагают помещение испытуемого в ситуацию, очень близкую к реальной жизни или имитирующую ее. Например, испытуемому предлагают ряд заданий, вызывающих тревожность, и объективно регистрируют выполнение этих заданий (в тестах на стресс).