СОВМЕСТНЫЙ ТЕСТ РОРШАХА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ
Практическое применение конкретных диагностических приемов в области семейного консультирования оправдано лишь в той мере, в какой полученные данные не дублируют «семейный диагноз», вытекающий из здравого смысла и имплицитных теорий психолога-консультанта. Диагностика также должна опираться на принцип круговой каузальности, согласно которому семейный диагноз слагается из сложных переплетений личностных особенностей членов семьи, характера межличностных отношений и эмоциональных установок (Столин В. В., 1981). Использование в практике семейного консультирования совместного теста Роршаха, на наш взгляд, позволяет удачно реализовать обозначенные выше требования к психодиагностическим процедурам. Эта методика сочетает в себе возможности тради-ционной версии (направленность на выявление интрапсихического содержания личности) с перспективой исследования структуры и динамики межличностного взаимодействия в семье (либо иной диаде близко знакомых людей). Коммуникативные процессы оказываются доступными диагностике благодаря введению в процедуру тестирования метода, известного под названием «гомеостатический»: участникам эксперимента предлагается достичь согласия по поводу интерпретации однон или нескольких таблиц. По сравнению с другими методиками типа «гомеостат» совместный тест Роршаха (СТР) обладает рядом преимуществ, связанных с повышенной проективной способностью неопределенного стимульного материала. В отличие от заданий, где совместно требуется прийти к какому-то четко опре-деленному решению или результату (командная гребля, лабиринтные задачи и т, п.), в СТР все «решения» партнеров равноправны, и, следовательно, расхождение точек зрения почти неизбежно. В этих условиях обмен высказываниями в процессе поиска совместного решения все меньше будет отражать стремление к передаче «объективно-го» содержания и все больше - эмоциональные установки членов семьи по отношению друг к другу.
|
|
Цветовой тест отношений - это невербальный компактный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений человека. Его использование опирается на концепцию отношений В.Н. Мясищева, идеи Б. Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и представления А.Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности.
Методической основой данного метода является цветоассоциативный эксперимент. Он базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности (подробнее см.: Эткинд А, М., 1981). Эта связь, подтвержденная во многих экспериментальных психологических исследованиях, давно используется в раде психодиагностических методов. В этих методах, однако, реакция человека на цветовые стимулы использовалась как индикатор его общего аффективного состояния.
|
|
Разработанный нами метод цветоассоциативного эксперимента отличается от других цветовых тентов своеобразным способом извлечения реакций на цветовые стимулы (ассоциативные реакции - в отличие от измерения порогов или предпочтений в других тестах) и не постановкой задачи тестового исследования (изучение конкретных отношений личности - в отличие от изучения ее общих свойств или состояний). Психодиагностический метод цветоассоциативного исследования отношений личности был назван нами «Цветовой тест отношений».
Литература:
1.Айзенк Г. Проверьте свои способности. -М,, 1972.- 121 с.
2.АванесовВ. С. Тесты в социологическом исследовании. -М., 1982. -199с.
3.Белый Б. И. Тип переживания в тесте Роршаха и функциональная асимметрия мозга // Психол. журнал. - 1951. Т. 2. № 4.
4. Бодалев А.А.,Столин В.В. Общая психодиагностика; С-Пб, Речь, 2003