Диагностика профессиональных качеств учителя

Саморазвитие является одной из фундаментальных потребностей личности, однако пути и формы саморазвития индивидуальны и своеобразны. Сложность образования взрослых и состоит именно в выявлении оптимальных путей саморазвития с учетом, что личность человека, по существу, уже сложилась. Технология профессионально-творческого саморазвития учителя основывается на реализации индивидуальной траектории саморазвития, обладая необходимой степенью общности и универсальности.

Важным методом в выборе оптимального варианта системы профессионального развития является диагностирование. Диагностирование пробуждает личную заинтересованность учителя к постоянному совершенствованию, побуждает его к самоанализу (личности и учебно-педагогической деятельности) и является основой для индивидуальной работы самого учителя по повышению квалификации. Диагностирование выявляет точные потребности учителя и помогает создать гибкую систему удовлетворения педагогических, методических и научных потребностей учителя.

Диагностирование – это мониторинг состояния педагогического процесса, его результатов на основе изучения измерений оптимальной совокупности показателей. «Педагогическая диагностика должна быть направлена на выявление наиболее актуальных профессионально-личностных качеств, которые необходимо развивать и совершенствовать, стимулируя учителя к самоанализу, самооценке, к развитию умений выявлять и корректировать проблемы и добиваться их творческого решения».

Диагностика профессиональной подготовленности учителя включает изучение научно-теоретической, методической и психолого-педагогической подготовки, деловых и личностных качеств учителя, определение уровня эффективности применяемых педагогических воздействий на учащихся и способов взаимодействия с ними, степени целеустремленности и заинтересованности в работе и ее результатах.

Группа диагностики, деятельность которой координирует заместитель директора по учебно-воспитательной работе, формируется из наиболее опытных учителей школы с включением в нее в случае необходимости руководителей кустовых и районных методических объединений, методистов районного информационно-методического кабинета. К основным направлениям деятельности группы диагностики относятся:

- контроль, анализ и прогнозирование обученности и воспитанности учащихся, качества учебно-воспитательного процесса;

- выявление затруднений педагогов в профессиональной деятельности;

- контроль, анализ и прогнозирование профессионального роста учителей;

- подготовка рекомендаций для методического совета школы о распределении учителей по временным и инвариантным методическим объединениям;

- формирование банка данных о передовом педагогическом опыте, о научно-методических разработках учителей школы.

Изучение профессиональной деятельности учителя на основе диагностических методик, построенное на принципах системности, преемственности и перспективности, должно:

- иметь обобщенный характер (комплексное изучений всех направлений работы учителя);

- носить не только диагностический, но и прогностический характер;

- исходить из пластичности, компенсаторных возможностей человека;

- носить объективный характер, учитывая оценку учителем своих потенциальных возможностей;

- учитывать логику индивидуального развития учителя.

Вопросы:

Каковы показатели диагностики профессиональной подготовленности учителя?

Назовите основные направлениям деятельности группы диагностики.

Каковы принципы изучения профессиональной деятельности учителя?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: