Транспортные сосуды

Погрузочные машины и их классификация

Общие сведения

Процессы уборки и транспортирования горной массы

Погрузка горной массы при проведении горизонтальных горных выработок является трудоемким производственным процессом, занимающим 32–52% продолжительности проходческого цикла.

В состав работ по погрузке горной массы при буровзрывном способе проведения выработок входят следующие операции: осмотр рабочего места и приведение его в безопасное состояние, разборка породы и погрузка ее в транспортные емкости, откатка их к стволу шахты и подъем на поверхность или откатка на отвал для разгрузки.

Погрузку горной массы при проведении горизонтальных выработок можно осуществлять вручную и при помощи механизированных средств: погрузочных машин, скреперных установок, а транспортировать – вручную в вагонетках, скреперах, конвейерами, в бункер-поездах и пр.

Ручную погрузку применяют при малых объемах работ, разобщенности горных участков, при небольших площадях поперечного сечения горных выработок.

Механизированную погрузку осуществляют машинами и скреперными установками. Созданы погрузодоставочные машины, в процессе работы совмещающие операции погрузки и транспортирования горной массы.

Кроме основных функций погрузочная машина может использоваться и для других целей: с навесным оборудованием – для бурения шпуров, перемещения маневровых устройств, при малой длине откатки – для обмена вагонеток, установки крепи и т.д.

Погрузка горной массы погрузочными машинами получила наибольшее распространение при проходке выработок. Существует несколько типов погрузочных машин. В качестве основных признаков для их классификации принимают способ захвата горной массы, тип рабочего органа и принцип его действия, характер рабочего процесса. В соответствии с этими признаками погрузочные машины разделяются на несколько типов, каждый из которых имеет соответствующее условное обозначение (рис. 87).

ППН – периодического действия нижнего захвата;

ПНБ – непрерывного действия бокового захвата;

ПНН – непрерывного действия нижнего захвата;

ПНВ – непрерывного действия верхнего захвата;

ППВ – периодического действия верхнего захвата.

В зависимости от потребляемой энергии погрузочные машины бывают пневматические и электрические и обозначаются ЭПМ или ППН-Э (погрузочная машина периодического действия с электрическим приводом).

Техническая характеристика погрузочных машин дана в табл. 81. Погрузочная машина ППН-1 (ППН-1C) предназначена для погрузки разрыхленной породы в вагонетки, на конвейер и различные загрузочные устройства при проведении горизонтальных и наклонных выработок с углом наклона до 8°, площадью больше 5,1 м2.

Рис. 87. Классификация погрузочных машин



Машина может грузить породу с крупностью кусков до 350 мм в сухом и влажном состоянии.

На базе машины ППН-1С создана погрузочная машина ППН-1Э с электроприводом мощностью 18,5 кВт с дистанционным управлением. Эта машина создана специально для работы в электрифицированном комплексе, ее применяют с буровой кареткой УБШ 211 Г, с гидроперфораторами и проходческим вагоном с донным конвейером ВПКНЭ-7. Электрифицированный комплекс ВНИПИрудмаша изготовлен специально для проведения горно-разведочных выработок.

Ковшовые машины ППН-2 применяют при проведении геологоразведочных и подготовительных горных выработок площадью сечения более 5,8 м2.

Вариант машины ППН-2 на гусеничном ходу – погрузочная машина ППН-2Г. Её целесообразно применять в выработках с большим фронтом работ. Машины ППН-3 могут работать в выработках площадью сечения не менее 7,3 м2.

Погрузочная машина ППН-5 относится к конвейерно-ковшовым машинам. Она больше по длине, сложнее конструктивно и несколько дороже, чем машины прямой погрузки, но у нее отсутствуют многие недостатки, характерные для машин прямой погрузки.

Ковшовые погрузочные машины ступенчатой погрузки имеют следующие основные узлы: ковш с рукоятью, передаточный конвейер, ходовую тележку, привод. Наличие перегрузочного конвейера позволяет создать аккумулирующий бункер, вследствие чего повышается эксплуатационная производительность машин. Высота траектории движения ковша меньше, так как отсутствует необходимость разгрузки его непосредственно в вагонетку. Загрузка вагонеток происходит равномерно, так как имеется возможность перемещать вагонетку под консольной частью конвейера машины. Все это обусловливает большую перспективность машин ступенчатой погрузки по сравнению с машинами прямой погрузки.

Из погрузочных машин непрерывного действия широкое применение получили машины бокового захвата с нагребающими лапами при проведении выработок по породам с f ≤ 16. Эти машины оснащены одним скребковым одноцепным изгибающимся конвейером, иногда двумя – скребковым и ленточным, расположенными последовательно. Привод, как правило, электрический, реже − пневматический.

Достоинствами этих машин, кроме непрерывной работы, являются возможность погрузки горной массы из штабеля небольшой высоты, малая конструктивная высота машины, широкий фронт погрузки.

Погрузочная машина ПНБ-1 предназначена для погрузки предварительно разрыхленной горной массы при проведении буровзрывным способом горизонтальных и наклонных выработок площадью сечения в свету не менее 3 м2. В связи с тем, что машина может работать по породам с f ≤ 4, при проведении горно-разведочных выработок она практически не применяется.

Погрузочная машина 1ПНБ-2 предназначена для погрузки разрыхленной горной массы в вагонетки или на конвейер при проведении горизонтальных и наклонных (до ± 8°) горных выработок буровзрывным способом площадью сечения в свету 2,5x1,8 м2 и более по породам с f ≤ 6.

Гусеничный ход и возможность поворота стрелы конвейера вправо и влево на 45° делают машину независимой от места установки транспортных средств, обеспечивают широкий фронт погрузочных работ. Привод машины – электрический, привод гусеничного хода – гидравлический.

Погрузочная машина 2ПНБ-2 конструкции Копейского машиностроительного завода и ЦНИИподземмаша предназначена для механизированной погрузки горной массы в вагонетки, на конвейер и другие транспортные средства при проведении горизонтальных и наклонных (до 6°) горных выработок буровзрывным способом площадью сечения в свету 3x1,8 м2 и более по породам с f ≤ 12. Конструктивно погрузочная машина 2ПНБ-2 в основном аналогична машине 1ПНБ-2, но отличается большими прочностью, мощностью и основными размерами.

Для совмещения процессов погрузки и доставки горной массы разработаны погрузочно-доставочные машины.

В горизонтальных выработках небольшой площади сечения можно применять легкие погрузочно-доставочные машины ПДВ-2, 1ПДН-2 конструкции НИПИгормаша и др.

Характеристика погрузочно-доставочных машин

Тип машины ПДВ-2 1ПДН-2 МПДН-1 ПД-2 ПТ-4
Объем, м3:          
ковша 0,25 0,15   0,5
кузова   1,8 1,5 1,5
Мощность двигателя, кВт          
  (дизель) (дизель)
Рабочее давление воздуха, МПа 0,5 0,5 0,5
Основные размеры, мм:          
длина          
ширина          
высота          
Площадь минимального сечения          
выработки, м2 4,5 7,5 6,5    
Масса, т 4,2 4,8   3,5  

Погрузочно-доставочная машина ПДВ-2 предназначена для погрузки разрыхленной горной массы плотностью до 3 т/м3 и кусковатостью не более 400 мм и доставки ее к месту разгрузки на расстояние не более 150 м при проведении горизонтальных выработок площадью минимального сечения 4,5 м2. Разгрузку машины можно производить в рудоспуск, на почву или в приемный лоток перегружателя. Высота разгрузки не более 750 мм, направление разгрузки – торцовое.

Машину ПДВ-2 с рабочим органом верхнего захвата (нагревания) и машину 1ПДВ-2 с ковшовым погрузочным органом нижнего черпания относят к классу погрузочно-доставочных машин с грузонесущим кузовом.

Несмотря на высокую стоимость погрузочно-доставочных машин, применение их в большинстве случаев экономически целесообразно.

Погрузочно-доставочные машины с дизельным приводом могут найти применение при проведении геологоразведочных штолен длиной от 50 до 300 м.

Транспортирование горной массы по выработкам на отвал или к стволу осуществляется в вагонетках следующих типов (табл. 82): ВГ – с глухим неопрокидным кузовом, ВД – с откидным днищем, ВДК – с открывающимся днищем клапанного типа, ПС – секционные поезда.

Применение секционных поездов ПС, вагонеток ВДК и ВД позволяет исключить целый комплекс оборудования для разгрузки составов (круговые опрокидыватели, толкатели, стопоры и т.п.) и увеличить производительность откатки за счет сокращения времени на разгрузку.

Тип и вместимость вагонетки выбираются с учетом физико-механических свойств транспортируемого материала, величины грузопотока (или годовой производительности штольни, шахты) и протяженности откатки.

Таблица 82

Тип вагонетки Вместимость кузова, м3 Допустимая нагрузка, т Ширина колеи, мм Основные размеры, мм Масса порожней вагонетки, т
длина ширина высота
ВО 0,4 0,4 1,0         0,52
ВО 0,8 0,8 2,0 600/750       0,70
ВГ 1,0 1,0 1,8         0,52
ВГ 1,3 1,3 2,3         0,62
ВГ 1,4 1,4 2,5         0,65
ВГ 1,6 1,6 3,0         0,69
ВГ 1,1 1,1 2,2         0,58
ВГ 2,5 2,5 4,5         1,0
ВГ 3,3 3,3 6,0         1,26
ВДК 1,5 1,5 2,7         1,4
ВДК 2,5 2,5 4,5         1,44
ПС 1,5 1,5 2,7        
ПС 2,0 2,0 5,4        
ВД 3,3 3,3 6,0         1,65

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: