Объем вагонеток и составов

Опыт и анализ статистических данных показывают, что от 40 до 70% продолжительности погрузки горной массы при проведении горизонтальных горных выработок приходится на обмен вагонеток. Обмен производится электровозами, погрузочными машинами и вручную. От технологических схем обмена вагонеток и применяемых при этом технических средств зависят во многом технико-экономические показатели процесса погрузки горной массы. Обмен вагонеток осуществляют с использованием тупиковой, замкнутой и накладной разминовок, вагоноперестановщиков, перегружателей и пр.

Рис. 88. Классификация схем обмена вагонеток

На рис. 88 представлена классификация схем обмена вагонеток при погрузке горной массы в однопутных выработках, составленная по фактору использования погрузочных машин во времени.

Обмен вагонеток с помощью тупиковой разминовки может производиться по двум вариантам. При первом – в тупиковую выработку подается порожняя вагонетка (состав). После загрузки одной вагонетки её откатывают за разминовку, а из тупиковой выработки на основной путь подается пустая вагонетка и вместе с груженой вагонеткой (составом) проталкивается в забой для загрузки. Цикл обмена повторяется до полной уборки породы.

При втором варианте – после загрузки первой вагонетки ее ставят в тупиковую выработку, отцепляют, затормаживают, а следующую вагонетку подают под погрузку в забой.

Обмен вагонеток может производиться с помощью стационарной и накладной замкнутой разминовки на одну или партию вагонеток (рис. 89, г-е) также по двум вариантам.

При обмене вагонеток с помощью двух роликовых платформ (рис. 89, ж) перевод вагонеток с основного рельсового пути на вспомогательный осуществляется вручную. Расстояние до разминовки принимается равным от 10 до 50 м. Время замены груженой вагонетки на порожнюю составляет 2–2,5 мин. Недостатком этой схемы является сложность маневров.

Рис. 89 (начало)

Обмен одиночными вагонетками с помощью вагоноперестановщиков осуществляют с использованием горизонтальных и вертикальных вагоноперестановщиков, роликовых платформ (рис. 89, к-м), поворотных кругов или плит.

Эти устройства обычно переносят через 40–70 м. Для установки вагоноперестановщика в выработках небольшой площади поперечного сечения делаются ниши. Продолжительность замены вагонеток пневматическим вагоноперестановщиком составляет 1,5–2 мин. При применении вагоноперестановщиков снижаются затраты на устройство обменного пункта и увеличивается производительность погрузки породы на 10–20% по сравнению с применением тупиковых разминовок.

Схема обмена вагонеток с применением поворотных плит или кругов применима при выполнении малых объемов работ, например при сооружении камер, коротких рассечек с использованием вагонеток грузоподъемностью до 1 т. В отдельных случаях вместо переводного круга используют стальной лист толщиной 8–12 мм.

Рис. 89 (окончание). Схемы обмена вагонеток:

а – тупиковая разминовка на одну вагонетку; б – тупиковая разминовка в боковой выработке на партию вагонеток; в – тупиковая разминовка в основной выработке на партию вагонеток; г – замкнутая разминовка на одну вагонетку; д, е – замкнутая разминовка на партию вагонеток; ж – с помощью роликовой платформы; з – с помощью накладной разминовки; и – схема роликовой платформы; к–м – с помощью вагоноперестановщика вертикального действия; н – схема вагоноперестановщика бокового действия; о, п – с помощью конвейера; р – интегральный способ погрузки; с – накладная разминовка

В геологической практике в основном применяют ленточные перегружатели. Они могут иметь длину, рассчитанную на весь состав или на его часть, и использоваться в сочетании с замкнутой разминовкой (рис. 89, о-п).

От перегружателя груженые вагонетки электровозом откатываются за разминовку, а с разминовки под погрузку подается порожний состав вагонеток. Число вагонеток в составе зависит от длины перегружателя, которая обусловливается искривленностью горной выработки и размерами поперечного сечения.

Для устранения простоя погрузочной машины во время обмена составов возможно применение бункера конвейера, состоящего из аккумулирующего бункера и разгрузочного конвейера (рис. 89, р). Погрузочная машина непрерывно грузит породу в бункер-конвейер, из которого порода поступает в вагонетку. Загруженный состав электровозом откатывается на разминовку, а с разминовки под погрузку к бункеру-конвейеру подается новый состав. Во время маневров погрузочная машина продолжает грузить породу в бункер-конвейер и т.д.

При непрерывной погрузке используются перегружатели длиной на состав вагонеток, рассчитанный на весь объем породы, отделенной за взрыв; бункера-поезда; погрузочно-доставочные комплексы; составы из универсальных проходческих вагонеток ВПУ-11. Бункера-поезда позволяют производить прием, откатку и разгрузку горной массы за проходческий цикл при проведении горизонтальных выработок. При этом достигается хорошая организация работ, повышается производительность труда и скорость проведения выработок, снижаются общие затраты на проведение в 3–6 раз.

Существенный недостаток бункер-поездов – невозможность применения их в искривленных выработках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: