Методические материалы для практических занятий и самостоятельной работы

AP

I

II IV

50

0 1 2 3 4 5 6 7 8 L, в чел.

 
 


TP

в шт.

20

0 1 2 3 4 5 6 7 8 MP L, в чел.

Участок I - возрастающая отдача. Участок II – убывающая отдача. Участок III – постоянная отдача. Участок IV – отрицательная отдача. MP как первая производная функция TP показывает темпы ее роста. Когда MP растет, наблюдается возрастающая отдача, когда MP снижается – убывающая, когда MP равен нулю – постоянная, когда MP - отрицателен, отдача отрицательна. MP = AP в точке максимума средней производительности, так как, когда MP > AP, AP – возрастает MP < AP, AP - убывает          

Схема 16. Закономерности производства с двумя переменными.

При условии, что объем выпуска задан постоянной величиной, необходимо найти такую комбинацию факторов, при которой минимизируются затраты на единицу продукции Q = f (F1, F2), пусть F1 – труд (L), F2 - капитал (К) Const переменные Используем в моделировании поведения производителя подход, аналогичный ординалистскому. Изокванта – кривая постоянного продукта (выпуска), в каждой точке показывает любую возможную комбинацию двух переменных факторов, из которой можно произвести данный объем продукции.
Карта изоквант
 
 


К

в шт.

5 А

4 B Q3

2 C Q2

1 Q1

1 2 3 4 L, в чел.

Изокванта – аналог кривой безразличия, обладает теми же свойствами. AC – зона технического замещения, место точек, где возможна эффективная замена труда капиталом и наоборот, без изменения выпуска.
MRTS (marginal rate of technical substitution) – предельная норма технического замещения, показывает, насколько легко один фактор может быть заменен другим в производстве без изменения выпуска. , что равно числовому значению угла наклона в точке касательной или первой производной в данной точке изокванты. Предельная норма технического замещения трудом капитала пропорциональна отношению предельного продукта труда к предельному продукту капитала.
Виды изоквант
Нелинейная, MRTS - убывает Линейная, MRTS - постоянна Линейно-угловая, MRTS = 0
K
 
 


Q

L

K
 
 


Q

L

K
 
 


Q2

Q1

L

K и L – частично взаимодополняемые и частично взаимозаменяемые факторы. K и L – абсолютно взаимозамещяемые факторы, слабое взаимодополнение. K и L – жестко взаимодополняемые и незамещаемые факторы.
       

Схема 17. Моделирование условия равновесия производителя в рамках технологического подхода.

Равновесие производителя достигается в точке минимальных затрат на единицу продукции. Изокванта показывает технологические возможности комбинирования двух переменных факторов, изокоста - финансовые возможности производителя приобрести то или иное их количество. Изокоста – прямая равных издержек, в каждой точке показывает все возможные комбинации факторов, использование которых приведет к одинаковой сумме издержек производителя (аналог бюджетной линии). Формула изокосты: С = w • L + r • K K = , где С – бюджет производителя, w – цена единицы труда, r – цена единицы капитала, L – количество труда (чел.), K – количество капитала (маш.)
  K L Сдвиги изкосты в динамике параллельно вверх или вниз вызываются: - изменением бюджета (С); - одинаковым изменением цен на ресурсы (w и r); Если меняется цена на один ресурс – изокоста будет менять угол наклона.
Равновесие производителя находится в точке касания изокосты и максимально высокой из изоквант.
K
 
 


E Q3

Q2

Q1

L

В точке E изокоста и изокванта имеют одинаковый угол наклона. Следовательно: - это условие равновесия производителя.
Вывод: чтобы произвести заданный объем производства с минимальными издержками производитель должен распределить ресурсы так, чтобы одновременно используемые ресурсы имели одинаковую величину предельного продукта на одну денежную единицу затрат.
     

Схема 18. Моделирование экономии на масштабах. Кривая «Путь развития».

Экономия (отдача) от масштабов – выражает реакцию объемов выпуска на пропорциональное изменение всех факторов производства.
Виды отдачи масштабов
Возрастающая отдача (положительный эффект масштаба) Постоянная отдача (постоянный эффект масштаба) Убывающая отдача (отрицательный эффект масштаба)
  K 40 тыс. 30 тыс 20 тыс 10 тыс 450 L K 40 тыс.
 
 


30тыс.

20 тыс.

10 тыс.

450

L

  K
 
 


40 тыс.

30 тыс.


20 тыс.

450 10 тыс.

L

При росте используемых факторов n раз, объем выпуска растет более, чем в n раз. При росте используемых факторов в n раз, выпуск возрастает в n раз. При росте используемых факторов в n раз, выпуск возрастает менее, чем в n раз.
Кривая «путь развития» соединяет все возможные точки равновесия производителя при его меняющемся бюджете и отражает возможное изменение соотношения между факторами производства в связи с расширением выпуска.
K Путь развития
 
 


L

Капиталоинтеснивный путь Трудоинтенсивный путь
  K L   K
 
 


L

Схема 19. Фирма – сущность, теоретические подходы.

Фирма – организационная структура для преобразования ресурсов в конечную продукцию, обладающая определенной самостоятельностью в рамках внешней среды. Юридическая самостоятельность. Производственная. Финансовая. Организационная.
Теоретические подходы к определению фирмы.
Технологический (А.Маршалл, Дж.Робинсон, Чемберлин, Д.Хикс Институциональный (Р.Коуз, О.Уильямсон, Дж.Стиглер)
Фирма – «черный ящик», способ минимизации производственных издержек за счет разделения деятельности работников и машин, и ее кооперации. Фирма равна предприятию, это хозяйствующий субъект, занимающийся производственной деятельностью, технологически заданная комбинация факторов производства, определенный имущественный комплекс. Границы фирмы определяются отношениями собственности на ее материальные и нематериальные активы. Фирма - важнейший институт рыночной экономики, способ минимизации трансакционных издержек, остров иерархического порядка в море рыночной стихии. Фирма - коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов ради снижения трансакционных издержек. Границы фирмы заданы превышением выгод от ее создания над потерями, связанными с иерархическим управлением и контролем.

Схема 20. Виды ресурсов и контрактов, образующих фирму.

Контракт (сделка, договор, план) – базовый институт рыночной экономики – добровольное соглашение между субъектами, определяющее их взаимные права и ответственность.
Виды контрактов: 1) по оформленности: - формальные; - неформальные. 2) по срочности: - краткосрочные; - долгосрочные; - бессрочные. 3) по легальности: - легальные; - нелегальные. 4) по полноте: - полные; - неполные. 5) по форме: - классические; - неоклассические; - отношенческие (имплицидные). Пояснения:
Ядро фирмы составляет имплицидный контракт по поводу привлечения и удержания интерспецифических ресурсов.
Виды ресурсов (факторов), образующих фирму: Пояснения:
Общий (универсальный) ресурс Специфический ресурс Интерспецифический ресурс  
     

Схема 21. Виды фирм.

Классификация фирм Примеры и пояснения
1. По форме собственности: - частные; - государственные; - смешанные; - совместные. 2. По целям деятельности: - коммерческие; - некоммерческие (организации). 3. По размерам: - малые; - средние; - крупные. 4. По отраслям (видам деятельности): - производственные; - посреднеческие. 5. По специализации: - однопродуктовые; - полипродуктовые.  
Организационно-правовые формы частных коммерческих фирм
Виды фирм (предприятий) Преимущества Недостатки
  1. Индивидуально-частные
  1. Партнерства
  1. Корпорации
   
       

Схема 22. Этапы жизненного цикла фирмы.

1. Рождение Учреждение, регистрация, получение лицензии, разрешений, открытие расчетного счета, принятие устава, определение юридического адреса, утверждение печати
2. Развитие расширение границ и изменение внутренней структуры (производственной, организационной, собственности)
3. Закрытие (прекращение существования) 1) банкротство 2) законодательном порядке 3) разрушение важнейших активов в результате: а)форс-мажора б) смерти собственника в) истощения интерспецифического актива

Схема 23. Сущность издержек фирмы.

Микроэкономика изучает поведение частнопредпринимательской однопродуктовой производственной фирмы, цель которой – максимизация прибыли (минимизация убытков) за счет привлечения ресурсов, их производственного преобразования и реализации на рынке полученной продукции. Чтобы достичь своей цели фирме нужно привлечь ресурсы путем оплаты их собственникам факторных доходов, т.е. понести издержки. Издержки (costs) – это денежное выражение всех потерь, которые несет фирма в связи с осуществлением производства и реализации продукции.
Общие (валовые) издержки фирмы – total costs (TC)
Производственные Трансакционные (операционные)
Связаны непосредственно с привлечением (оплатой услуг) ресурсов в производство Связаны с организацией производственного процесса, с неопределенностью и рисками хозяйствования. Выделяют: а) издержки поиска информации; б) издержки ведения переговоров и заключения контрактов; в) издержки определения, передачи и защиты прав собственности; г) издержки измерения; д) издержки оппортунистического поведения.

Схема 24. Возмещаемость издержек фирмы.

Возвратные издержки – затраты, которые можно вернуть при банкротстве (закрытии). На универсальное оборудование, землю, здание, запасы сырья и материалов, страховые взносы. Безвозвратные (sunk cost) – затраты, которые невозможно вернуть при закрытии фирмы. На лицензирование, НИОКР, на специализированное оборудование, на обучение персонала, на ремонт, рекламу.

Схема 25. Сущность, виды и значение прибыли в деятельности частной фирмы.

Прибыль (Pr) – разница между доходом фирмы и ее издержками за период времени. Pr = валовая выручка – валовые издержки (TR=Q•P) (TC)
Доход фирмы – все денежные поступления за период
Доходы от реализации продукции (услуги) Внереализационные доходы фирмы
Валовые (общие) издержки фирмы (TC)
Бухгалтерские издержки – явные, учтенные в бухгалтерском балансе, внешние платежи владельцам ресурсов, не находящихся в собственности фирмы. Экономические издержки – все платежи, необходимые для того, чтобы привлечь и удержать ресурсы в пределах данного направления деятельности. Включают как внешние, так и внутренние издержки на собственные ресурсы, упущенную выгоду от использования собственных ресурсов в собственном производстве.
Виды прибыли фирмы:  
1. Бухгалтерская прибыль – расчетный эффект от деятельности фирмы за отчетный период. Pr = TR – внешние издержки
2. Экономическая прибыль – плата предпринимателю за больший риск в связи с инновациями и плата за монополию. Pr = TR- внешние издержки – внутренние издержки
3. Нормальная (нулевая) прибыль – минимальное вознаграждение предпринимателя, еще способное удержать его в данной фирме, плата за управление и организацию. Pr0 = ставка ссудного процента + плата за риск
Общая выручка фримы (TR = Q • P)
Внешние (бухгалтерские) издержки Бухгалтерская прибыль
Внутренние издержки Экономическая прибыль (убытки)
Вмененная рента Вмененная зарплата Вмененный → процент → (нормальная прибыль)
Значение прибыли в деятельности фирмы:
Прибыль – негарантированный контрактом, рисковый доход субъекта, выполняющего предпринимательские функции. Это цель и источник развития фирмы в рыночной экономике. Функции прибыли: - стимулирующая; - информационная; - регулирующая; - распределительная.
           

Схема 26. Издержки фирмы в краткосрочный период при изменении объемов выпуска.

В краткосрочный период расширение (сокращение) объемов производства происходит за счет изменения количества переменных ресурсов, а часть ресурсов вынужденно применяется в постоянном объеме.
Виды издержек в динамике Графическое моделирование и пояснение
Общие издержки TC = TFC + TVC   TC TC
 
 


TVC

TFC

0 Q

Общие постоянные издержки TFC (total fixed costs) – затраты на оплату постоянных ресурсов, их величина не меняется с изменением выпуска. TFC TC
 
 


0 Q

Общие переменные издержки TVC (total variable costs) – затраты на привлечение переменных ресурсов, ими можно управлять, меняя объем выпуска. TVC TVC 0 Q
Средние общие издержки (удельные, на единицу продукции) ATC (average total costs) ATC ATC
 
 


0 Q

Средние постоянные издержки AFC
 
 


AFC

Q

Средние переменные издержки AVC, MC MC AVC 0 Q MC = AVC в точке min AVC
Предельные издержки - прирост общих издержек фирмы в связи с производством одной дополнительной единицы продукции.
Факторы, влияющие на сдвиг графиков издержек: - изменения цен на ресурсы (постоянные и переменные); - изменения в технологии.  

Схема 27. Издержки фирмы в краткосрочный период (гипотетический числовой пример).

Объем производства (Q, тыс. шт.) Общие издержки (тыс.) Средние издержки (в $) Предельные издержки (MC, в $)
TFC TVC TC
        - - - -
               
               
        33,3   113,3  
               
               
        16,7   91,7  
        14,3 77,1 91,4  
        12,5 81,3 93,8  

Схема 28. Издержки фирмы в долгосрочный период. Минимально-эффективный размер фирмы и виды эффекта масштаба.

В долгосрочный период все ресурсы (и издержки) являются переменными. Фирмы могут расширять объем производственных мощностей, построить (купить) новое предприятие, цех или, наоборот, распродать избыточное оборудование и сооружение. ATC ATC1 ATC2 ATC3 ATC4 ATC5 ATC6 ATCL Q, шт. Q1 Q2 Q*3 Q4 Q5 Q6 ATCL – «ухабистая кривая выбора», является кривой долгосрочных издержек фирмы на единицу продукции. Q*3 – минимально эффективный размер фирмы, т.е. объем выпуска, при котором минимальны долгосрочные средние издержки фирмы.
В идеале график ATCL представляют сглаженным. Существуют различные варианты его конфигурации.
а) ATC ATCL
 
 


Q* Q

б) ATC ATCL
 
 


Q* Q

в) ATC
 
 


ATCL

Q

а) С ростом выпуска наблюдается сначала положительный, потом отрицательный эффект масштаба. б) Отрицательный эффект масштаба проявляется очень быстро. в) Отрицательный эффект масштаба не проявляется очень долго. г) Преобладает постоянный эффект масштаба. г) ATC ATCL
 
 


Q1 Q2 Q

Положительный эффект масштаба означает снижение долгосрочных средних издержек фирмы с ростом ее размеров и выпуска. Причины: - углубление специализации труда, управленческого персонала; - более эффективное использование узкоспециализированного оборудования; - возможность производства побочных продуктов. Отрицательный эффект мас штаба означает рост долгосрочных средних издержек фирмы с ростом ее размеров и выпуска. Причины: - избыточный бюрократический управленческий и контролирующий штат создает проблемы в передаче информации, что порождает несвоевременные и неверные решения, создает негибкость в приспособлении к изменениям в спросе и поставках ресурсов; - возможность отлынить от исполнения обязанностей.
Технология, вид оборудования, тип продукции, динамика спроса на него определяют возможности специализации и снижения издержек при массовом серийном производстве и то, насколько будут концентрированы фирмы и сколько их будет в отрасли (на рынке).
       

Схема 29. Изменение границ фирмы – причины, формы, последствия.

В процессе жизненного цикла фирмы постоянно меняют свои границы, определяемые отношениями собственности (принадлежности) определенного имущественного комплекса. Цель изменения границ (расширения или сужения) – получение (сохранение) большей прибыли за счет роста выручки, снижение издержек и приобретение монопольной власти на рынке. Эти цели достигаются за счет концентрации – расширения границ фирмы (увеличении ее абсолютных и относительно рынка размеров), сосредоточение на ней все большего производственного, трудового, рыночного потенциала.
Концентрация
Внутренняя Внешняя
Рост фирмы за счет внутренних источников и кредитов Горизонтальная интеграция Диверсификация
Вертикальная интеграция Интеграция по диагонали
Рост фирмы за счет добровольного или вынужденного слияния с конкурентами вперед назад Рост фирмы за счет присоединения фирм других, несвязанных с основным производством
Присоеди-нение (создание) потребителей Присоеди-нение (создание) поставщиков
Внутриотраслевое изменение границ Межотраслевое изменения границ
Цель Реализация положительного эффекта масштаба, снижение ATC производственного характера, большая доля рынка Снижение трансакционных издержек, диверсификация рисков хозяйствования
Показатели концентрации пытаются количественно оценить долю и рыночную власть фирм на рынке (отрасли), определить тип сложившейся рыночной структуры.
  1. Y – пороговая доля фирмы на рынке – это ее доля (в %) в объеме продаж товара на данном рынке.
  2. Пропорция концентрации (CR) – сумма долей крупнейших фирм на рынке.
CRk = , где k = 3,4,5,10,15 фирм; k < n; n – число всех фирм на рынке.
  1. Индекс Герфиндаля-Хиршмана (HHI) – сумма квадратов долей всех фирм на рынке.
HHI = , где n – число всех фирм на рынке
           

Тема 4. Моделирование равновесия фирмы при различных типах рыночной структуры.

Схема 30. Рыночная структура: сущность и виды.

Рыночная структура – совокупность связей между элементами рынка (продавцами, покупателями – реальными и потенциальными, их влияние на цену, объем продаж, темпы внедрения НТП, качество продукции и продажных услуг).
Структура → поведение → результат
Структурообразующие элементы:
  1. Тип продукции.
  2. Наличие и высота барьеров для входа (выхода).
  3. Степень концентрации продавцов (покупателей).
Основные типы рыночных структур (по продавцам):
Структурообразующий фактор Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Абсолютная монополия
1. Тип продукта Однородный, очень схожий дифференцированный однородный и дифференцированный Уникальный
2. Количество продавцов Бесконечно много десятки несколько Один
3. Барьеры для входа (выхода) нет Невысокие, высокие для выхода высокие Непреодолимые
4. Эластичность спроса Совершенная для отдельной фирмы средняя невысокая Низкая
5. Возможность получения экономической прибыли Нет в долгосрочном периоде Возможность постоянного получения
6. Результат для общества Оптимальное или близкое к нему вложение ресурсов, максимум общественного благосостояния (P=MC) Недовложение ресурсов, потери общественного благосостояния (P>MC)
Типы рыночных структур (по покупателям):
Полипсония Олигопсония Монопсония Двухсторонняя монополия

Схема 31. Сущность и виды барьеров для входа (выхода) на рынок.

Барьеры для входа – любое препятствие объективного или субъективного характера, затрудняющее вход новичков на рынок. Это затраты, которые несут новички, но не несут аборигены. Барьеры для выхода – уровень невозвратных издержек.
Барьеры для входа
Стратегические – создаются целенаправленными действиями аборигенов Нестратегические – объективные характеристики производства, рынка и его институционального окружения
- стратегическое ценообразование, включая демпинг; - дифференциация продукта; - затраты на НИОКР, патенты, лицензии; - разработка торговых марок и мероприятия по повышению лояльности к ним потребителей; - криминальные; Создание стратегических барьеров целесообразно, если сохраненная из-за отсутствия конкурентов прибыль больше, чем затраты на их создание. - финансовые барьеры, определяемые эффектом масштаба и доступностью финансовых ресурсов; - эластичность, направления и темпы роста спроса; - институциональные барьеры: а) административные: - лицензирование; - внешнеторговые; - государственные требования по защите окружающей среды, охране труда и к качеству продукции; б) наличие и сила профсоюзов; в) деятельность других общественных организаций (экологических, религиозных); г) неразвитость инфраструктуры; д) криминальные барьеры (рэкет).
Именно барьеры позволяют реализовать монопольную власть высококонцентрированных продавцов на рынке, присваивать экономическую прибыль на постоянной основе.

Схема 32. Конкуренция: сущность, виды, значение.

Конкуренция – «столкновение», экономический естественный отбор, в котором выживает сильнейший. Определяется с помощью нескольких подходов: Поведенческий подход – процесс борьбы, соперничество между хозяйствующими субъектами за доступ к ограниченным благам, за максимум выгод или минимум затрат для их получения. Структурный подход – конкуренция – тип рыночной структуры без барьеров для входа на рынок однородной продукции, сочетающий полипсонию и полиполию. Функциональный подход – конкуренция – главный контрольный механизм, размывающий экономическую власть, средство заставить производителей снижать издержки, внедрять новые технологии, основа свободы выбора и демократии.
Виды и формы конкуренции Пояснения
1. По границам рынка: - внутриотраслевая; - межотраслевая (национальная); - международная. 2. По легальности: - легальная; - недобросовестная. 3. По совершенности: - совершенная; - несовершенная. 4. По инструментам: - ценовая; - неценовая. 5. По стадиям внутри отрасли: - функциональная; - родовая; - видовая.

Схема 33. Равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции (краткосрочный период).

Равновесие фирмы в краткосрочный период – это определение такого объема производства (Q), который обеспечит ей максимальную прибыль или минимальные убытки. Фирма на рынке совершенной конкуренции является «ценополучателем», будучи одной из множества продавцов однородной продукции, изменением объема выпуска не может повлиять на рыночную цену, вынуждена приспосабливать к ней уровень средних издержек. Спрос на ее продукцию совершенно эластичный и совпадает с графиком предельного дохода (MR). - это прирост общей выручки фирмы в связи с производством и реализацией одной дополнительной единицы продукции.
I. Определение равновесного объема производства методом сопоставления TR и TC (Pr = TR – TC)
Случай максимизации прибыли Случай минимизации убытков Случай закрытия
TC TR, TR=q•p TC A
 
 


B

0 Q

Q1 Qe Q2

- зона прибыли;

Qe – равновесие фирмы.

- максимальная прибыль

TC, TC TR VC
 
 


A

B

 
 


TFC

0 Q

Qe

Qe – равновесие фирмы,

- минимальные убытки, т.к. < TFC, т.е. потерь при закрытии

TC, TC TR VC TR TFC 0 Q Qe = 0, фирма должна закрыться, т.к. потери от закрытия (TFC) меньше убытков при любом объеме Q
II. Определение равновесия методом сопоставления MR и MC (MR=MC)
  P, MC ATC, MC, ATC AVC AVC P B MR A C Q Qe Pr = (P-ATC) • Q а) четырехугольник APBC – максимальная прибыль фирмы. б) если AVC < P < ATC – случай минимизации убытков в) если P < AVC – случай закрытия. Фирма получает максимальную прибыль или минимальные убытки, если будет производить до точки, в которой предельный доход сравняется с предельными издержками. MR=MC – условие равновесия фирмы. P=MC – для совершенной конкуренции.
Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочный период
AC, MC, MC MR, P AC P5 MR5 P4 MR4 P3 AVC MR3 P2 MR2 P1 MR1 Q Q2 Q3 Q4Q5 Чем выше цена и предельный доход, тем больше объем выпуска 1. При P<P2 – фирма не производит; 2. При цене P2 – точка принятия решения; 3. При цене от P2 до P4 – минимизация убытков; 4. При цене P4 – нормальная прибыль (безубыточность); 5. При цене выше P4 – максимизация прибыли. График MC является графиком индивидуального предложения фирмы.
       

Схема 34. Фирма и отрасль: цена равновесия. Долгосрочное равновесие фирмы.

Фирма и отрасль – равновесие в краткосрочный период (все ценовые факторы спроса и предложения постоянны).
Одна фирма (i-я) Отрасль P P S = Σmci MC D AC MR Pe Pe q Q qe Q = Σqei
При наличии экономической прибыли в отсутствии барьеров в отрасль со временем будут привлечены новые фирмы, а старые – расширят применяемые мощности. В результате рост предложения собьет цену и сократит прибыль до нормальной.
  P P S1 MC D S2 AC P1 MR1 P1 P2 MR2 q2 q1 q Q Q1 Q2
В ситуации экономических убытков произойдет отток фирм с рынка, предложение сократится, цена вырастет и убытки оставшихся фирм будут преодолены.
  P P S2 MC D S1 ATC P2 MR2 P1 MR1 P1 q1 q2 q Q Q2 Q1
В результате, долгосрочное равновесие фирмы при совершенной конкуренции достигается при объеме выпуска, обеспечивающей получение только нормальной прибыли, включаемой в AC. P=MC=minAC – условие долгосрочного равновесия фирмы.
P MC AC P MR qe q Оценка совершенной конкуренции: P=MC – условие эффективного распределения ограниченных ресурсов P=minAC – условие эффективности их использования (производственная эффективность)

Схема 35. Монополия – сущность, виды, причины возникновения.

Монополия –эксклюзивное право на производство, промысел, торговлю и другие виды деятельности, принадлежащие лицу, группе или государству.
Операционная – исключительное право на производственную или посредническую деятельность Институциональная – исключительное право на непроизводственную деятельность
Отраслевой подход Рыночный подход  
Монополия - хозяйствующий субъект, захвативший господство в отрасли Монополия – тип рыночной структуры с непреодолимыми барьерами, низкоэластичным спросом и единственным продавцом уникального продукта Причины возникновения монополии: - законодательные; - уникальность продукта; - частная собственность на уникальный ресурс; - соглашение между конкурентами.
Виды отраслевой операционной монополии Пояснения
1. По форме собственности: - частные; - государственные; - смешанные. 2. По отрасли: - промышленные; - транспортные; - банковские; - страховые и т.д. 3. По границам рынка: - местные; - национальные; - транснациональные. 4. По устойчивости: - временная (открытая); - устойчивая (закрытая). 5. По возможности конкуренции: - искусственная; - естественная: а) факторная; б) технологическая.  

Схема 36. Моделирование равновесия фирмы-монополиста (краткосрочный и долгосрочный период).

В условиях абсолютной монополии на рынке единственный продавец сталкивается с нисходящим графиком рыночного спроса (не совершенноэластичным) и его предельный доход становится меньше рыночной цены, т.к. для того, чтобы продать дополнительную единицу продукции ему нужно будет снижать цену не только на нее, но и на все предыдущие единицы. График MR проходит ниже графика спроса (цен).
P, в $ Объем продаж (Q, в шт.) TR, в $ , в $   P,MR 8 7 1 MR P 0 Q 1 2 3 4 5 6 7 8 9
      -1 -3
Определение равновесия фирмы в условиях абсолютной монополии методом MR=MC
  AC,MC MR,P Pm MC AC MR P Qm Q Равновесие фирмы (Qm) в точке пересечения графиков MR и MC Монопольная прибыль определяется как разница между ценой и средними издержками производства, у множенная на Q/ Отсутствие конкурентов из-за высоких барьеров позволяет сохранять экономическую прибыль и в долгосрочный период. Но, в случае падения спроса или роста издержек в краткосрочный период возможны ситуация минимизации убытков и ситуация закрытия.
           

Схема 37. Экономические последствия монополии.

а) В условиях абсолютной монополии благосостояние общества меньше, чем в условиях совершенной конкуренции, т.к. монопольная цена выше предельных издержек, а объем выпуска меньше, при этом не достигается минимум средних издержек.
MC, O MC AC, MR, P Pm N Pc B M AC C ACm MR P Qm Qc Q Пусть Pс и Qc – цена и объем выпуска при совершенной конкуренции; Pm и Qm - цена и объем выпуска в условиях монополии Qm < Qc , Pm > Pc Pm > MC – недовложение ресурсов ACm > min AC – нет производственной эффективности. Четырехугольник PcPmNM – потери потребительского избытка, часть его (четырехугольник PcPmNB) – стал дополнительной монопольной прибылью. ∆NMC – чистые потери общественного благосостояния.
б) Проблемы «Х – неэффективности» монополиста, когда фактический график AC проходит выше минимально возможных издержек, что связано с бесхозяйственностью, расточительностью, отсутствием стимулов к снижению затрат, воровством, неэффективным менеджментом и слабой мотивацией персонала, затратами на создание стратегических барьеров. в) Ценовая дискриминация. г) Усиление дифференциации в доходах. д) Снижение свободы выбора потребителя и производителей. е) Эксплуатация потребителей, поставщиков и наемных работников за счет навязывания им дискриминационных контрактов. ж) Торможение НТП.

Схема 38. Сущность и виды ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация – продажа одинакового товара по разным ценам, причем эта разница не обусловлена различиями в издержках производства. Условия проведения:
  1. Монопольное (доминирующее) положение продавца, хорошо информированного о спросе и рынке в целом.
  2. Отсутствие у потребителя возможности перепродать товар (поэтому объектом ценовой дискриминации чаще становятся услуги).
Различия в ценах могут зависеть от: а) качества товара в глазах потребителя; б) объем потребления; в) дохода покупателя; г) времени покупки.
Типы ценовой дискриминации (по А.Пигу)
Ценовая дискриминация первой степени (совершенная) – на каждую единицу блага устанавливается цена спроса и в виде монопольной прибыли присваивается весь избыток потребителя AC, MC, MC MR, P AC Pm1 Pm2

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow