Обработка результатов. Получив первичные оценки и произведя с ними некоторые математические операции, можно построить первичный и вторичный профили фрустрационных реакций

3.1. Построение профилей.

Получив первичные оценки и произведя с ними некоторые математические операции, можно построить первичный и вторичный профили фрустрационных реакций.

Для этого необходимо подсчитать количество эмоциональных ответов одного и того же направления и типа (обозначенных одной и той же буквой). Результаты подсчетов заносятся в свободные клетки таблицы (см. ниже). На каждый «ответ-реакцию» - 1 балл. Если "ответ-реакция" состоит из нескольких обозначений, то этот балл делится на количество обозначений (например, если один ответ «Еm», то на каждый тип приходится по 0,5 балла).

Е’____ Е __ Е _____ е ____
I’___ I ____ I _____ i _____
М’___ M ___ m_____

Эта таблица и является первичным профилем. Вторичный профиль получается в результате суммирования по столбцам и строкам:

E’_____ E______ E ________ e______ E=_______
I’_____ I______ I _______ i______ I=_______
M’____ M______ m______ M=_______
  OD=____ ED=____ NP=_____  

Этот профиль (после перевода в проценты) может быть сравнен с нормативным по таблицам. Он отражает более глубокие факторы поведения, чем первичный.

Средние (в %) по направленности и типу реакций для взрослых лиц 20-30 лет:

E I M OD ED NP
36,2 35,1 28,3 28,9 36,6 34,1

3.2. Коэффициент групповой адаптации.

Бланк фиксации результатов служит также основой для вычисления коэффициента групповой адаптации (КГА). КГА оценивает степень совпадения «ответов-реакций» испытуемого со статистически выведенными социальными и групповыми таблицами стандартных ответов. При сравнении используются «ответы-реакции» не на все ситуации, а только на те, ответы на которые имеются в таблице.

ТАБЛИЦА СТАНДАРТНЫХ ОТВЕТОВ (Для взрослых лиц по данным Н.В. Тарабриной).

номер Рисунка типы реакций   номер рисунка типы реакций
OD ED NP   OD ED NP
  M’ E           E
    I            
            E’    
              EI  
      I          
      E     E’   E
    E         I  
                 
                 
    E       M’    
                 
    E M     M’    

Порядок вычисления.

При сравнении ответов испытуемого с эталоном отмечается количество совпадений и несовпадений. Совпадение считается как 1 балл, несовпадение - 0. Если ответ испытуемого состоит из двух реакции, то совпадение одной из них с эталоном считается как 0,5 балла.

Все баллы суммируются. Затем, исходя из количества эталонных реакций, помещенных в таблицу (которые принимаются за 100%), вычисляется процентная величина КГА испытуемого.

Так, для таблиц, предложенных Н.В. Тарабриной, КГА будет исчисляться:

КГА = Кол-во совпадений *100%
14

Этот коэффициент после перевода в проценты сравнивается с приведенными нормативными коэффициентами. Чем меньше коэффициент, тем меньше адаптированность.

Средние по КГА, полученные на разных выборках Н.В. Тарабриной (1984).

основные группы Средние (в %)
мужчины летчики 9,02 64,3
мужчины студенты-физики 8,99 64,2
мужчины инженеры-конструкторы 9,91 63,6
женщины инженеры-конструкторы 8,7 62,1
больные неврозами 6,85 48,9

Существует возможность определять степень адаптированности испытуемого в конкретной группе. Для этого необходимо составить групповую таблицу стандартных ответов и вычислить КГА на основе этой таблицы.

3.3. Образцы.

Образцы – это реакции испытуемого, упорядоченные по частоте их встречаемости. На основании индивидуального первичного и вторичного профиля составляются 3 основных образца и 1 дополнительный.

1. Первый образец выражает относительную частоту разных направлений ответов независимо от их типа. Экстрапунитивные, интрапунитивные и импунитивные ответы располагаются в порядке их убывающей частоты. Например, если Е=13.5, I=7, М=5, образец записывается:

Е>I>M

2. Второй образец выражает относительную частоту типов ответов независимо от их направлений. Записываются знаковые символы так же, как и в предыдущем случае. Например, мы получили OD=10, ED=6, NP=8. Образец записывается:

OD>NP>ED

3. Третий образец выражает относительную частоту трех наиболее часто встречающихся факторов независимо от типа и направления ответа. Записывается, например:

i>E>M’

Четвертый дополнительный образец включает сравнение ответов E и I в ситуациях «препятствия» и ситуациях «обвинения». При составлении четвертого образца используется несколько показателей.

Показатель E+I рассчитывается в процентах, исходя также из 24, но так как только 8 или 1/3 текстовых ситуаций позволяет подсчет E и I, то максимальный процент таких ответов будет составлять 33%. Этот показатель свидетельствует о склонности к болезненному самоутверждению, проявляемой в ситуациях обвинения. Невротический характер таких реакций обнаруживается в защитных механизмах по типу вытеснения и отрицания и склонности занимать крайне пассивную оборонительную позицию в отстаивании своего «Я».

ТАБЛИЦА ПЕРВИЧНОЙ ОЦЕНКИ ОТВЕТОВ.

Нап-равле-ние реак-ции Типы реакций
OD [фиксация на препятствии] ED [фиксация на самозащите] NP [разрешение ситуации]
[E] э к с т р а п у н и т и в н ы е [E’] подчеркивается наличие препятствия. образец: эта ситуация меня определенно фрустрирует, досаждает, беспокоит. Встречается, главным образом, в ситуациях препятствия. [E] враждебность, порицание направлены против кого-нибудь или чего-нибудь в окружении. В ответе содержатся обвинения, упреки, сарказм. образец: все это надо порицать, Вы виноваты и т.д. [ E ] – вариант предыдущего: субъект активно отрицает свою вину за совершенный поступок (ситуация «обвинения»). образец: я не делал того, в чем Вы меня обвиняете. [e] требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить эту ситуацию. образец: это Вам надо разрешить этот вопрос.
[I] и н т р а п у н и т и в н ы е [I’] фрустрирующая ситуация интерпретируется как своего рода благо, как приносящая удовлетворение (или как заслуживающая наказание). образец: эта ситуация фактически – благодеяние (выгода). В замаскированной форме – мне очень жаль, что я послужил причиной этого. [I] порицание, осуждение направленные против самого себя, доминирует чувство вины, собственной неполноценности, угрызения совести. образец: это меня надо осуждать (винить, бранить) за то, что произошло. [ I ] вариант предыдущего: субъект, признавая свою вину, отрицает свою ответственность, призывая на помощь смягчающие обстоятельства. образец: я виноват, но я сделал это не нарочно. [i] испытуемый сам берется разрешить фрустрирующую ситуацию, открыто признавая или намекая на свою виновность. образец: я беру на себя ответственность за исправление этой ситуации.
[M] и м п у н и т и в н ы е [M’] трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к полному отрицанию. образец: эта ситуация меня нисколько не фрустрирует. Она не имеет никакого значения. [M] ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, сведена до минимума, осуждение избегается. образец: никого (ни Вас, ни меня) нельзя осуждать за то, что произошло. [m] выражается надежда, что время и нормальный ход событий постепенно, автоматически разрешат проблему – просто надо немного подождать, или же, что взаимопонимание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию. образец: вопрос решится сам собой, стоит только нам немного подождать, поговорить, подумать.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: