Литература
Раздел 6. Прикладные аспекты биологии
Раздел 5. Передача информации в биологических системах. Координация и регуляция
Раздел 4. Транспортные процессы в биологических системах
Раздел 3. Метаболические процессы в биологических системах
Раздел 2. Молекулярно-генетический и клеточный уровни организации биологических систем
Раздел 1. Введение. Биологические системы
Содержание курса
Пояснительная записка
Нанотехнология представляет собой бурно развивающееся междисциплинарное научно-техническое направление, базирующееся на передовых достижениях физики, химии, биологии, материаловедения, микроэлектроники.
Дисциплина “Биология” включена в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин основной образовательной программы.
Роль курса “Биология” заключается в ознакомлении студентов с основными проблемами и отраслями современной биологии, изучении принципов организации, свойств, функций и структур живой природы как моделей для различных технических устройств и систем.
|
|
В ходе изучения дисциплины ставятся следующие задачи:
– введение базовых биологических понятий для создания представлений об уровнях организации живой материи, многообразии живых организмов, принципах их строения, функционирования, воспроизводства, развития, эволюции;
– раскрытие основных биологических принципов: системной организации, универсального эволюционизма, организменного и популяционного гомеостаза;
– формирование представления о молекулярных механизмах физиологических процессов, о принципах регуляции обмена веществ, сравнительно-физиологических аспектах становления функций, о принципах восприятия, передачи и переработки информации в организме; о биологическом узнавании, матричных макромолекулярных синтезах, термодинамических особенностях живых систем и биоэнергетике.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и Учебным планом.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
– знать уровни организации биологических систем, их атомно-молекулярную структуру, сущность обмена веществ и превращения энергии, механизмы гомеостаза, транспортных процессов и передачи сигналов, принципы регуляции и координации функций систем организма, прикладные аспекты биологии;
– уметь применять полученные знания о живых организмах для создания новых приборов, механизмов, материалов и т. п., использовать знания при доказательстве единства живой природы, диалектического характера биологических явлений, всеобщей связи организмов в природе;
|
|
– иметь навыки работы с биологическим микроскопом и другим оборудованием;
– овладеть следующими ключевыми компетентностями: пониманием роли биологии в создании естественнонаучной картины мира и её вклада в решение важнейших проблем современности; знанием биологических законов развития природы и общества.
Стержневые мировоззренческие идеи курса
Биология как одна из ведущих наук о природе является основой для формирования научно-материалистического мировоззрения студентов. Живая и неживая природа имеет единую материальную основу – химические элементы. Взаимодействие их при определенных условиях привело к появлению особой формы существования белковых тел – жизни и биологической эволюции. Между живой и неживой природой существует постоянная взаимосвязь в виде обмена веществ и энергии. Все живые организмы представляют единство передающейся по наследству генетической программы и среды, которая определяет реализацию этой программы в виде перечня внешних и внутренних признаков организма.
Появление кибернетики, рассматривающей общие принципы управления и связи в живых организмах и машинах, стало стимулом для более широкого изучения строения и функций живых систем с целью выяснения их общности с техническими системами, а также использования полученных сведений о живых организмах для создания новых приборов, механизмов, материалов и т.п. Исследование морфо-функциональных особенностей живых организмов даёт новые идеи для технического конструирования.
Приоритетные формы, методы, технологии обучения
При изучении курса биологии применяются различные виды учебных занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, индивидуальные занятия, консультации, контрольные работы.
В самостоятельную работу студента входит анализ современной научной литературы по изучаемым темам курса, проведение экскурсий (медико-генетическая консультация областной клинической больницы г. Курска и т. п.).
Темы для самостоятельной работы определены тематическим планом изучения дисциплины на основе доступности источников информации, сложности для понимания. Часть самостоятельной работы осуществляется под контролем преподавателя в аудитории.
Итоговыми формами контроля знаний, умений и навыков по дисциплине являются экзамен (5 семестр). Экзамен проводится в устной форме по билетам, которые включают два теоретических вопроса.
При оценке знаний студентов необходимо учитывать правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов, степень сформированности интеллектуальных знаний, умений и навыков, самостоятельность ответа, речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Оценка знаний студентов производится по следующим критериям:
– оценка “отлично” выставляется, если полно раскрыто содержание материала в объеме программы, четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины, для доказательства излагаемого использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов, самостоятельно и правильно проведен подбор необходимого оборудования, наглядных пособий и объектов, ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания;
– оценка “хорошо” выставляется, если раскрыто основное содержание материала, в основном даны правильно определения понятий и использованы научные термины, ответ самостоятельный, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
|
|
– оценка “удовлетворительно” выставляется, если усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно, определения понятий недостаточно четкие, не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении, допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий;
– оценка “неудовлетворительно” выставляется, если основное содержание учебного материала не раскрыто, не даны ответы на вспомогательные вопросы преподавателя, допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Биологические системы. Особенности их строения и функционирования в сравнении с неживыми системами. Стратегия жизни. Общие черты эволюции жизни. Уровни организации биологических систем: молекулярно-генетический, клеточный, органный, организменный, популяционный, биоценотический, экосистемный, биосферный.
Элементный состав живой материи. Биомолекулы: структура и свойства белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Самоорганизация пространственной структуры биополимеров.
Нуклеиновые кислоты как носитель генетической информации. Генный уровень организации материала наследственности и изменчивости.
Структурно-функциональная организация клетки. Типичные компоненты эукариотической клетки: оболочка, ядро, цитоплазма, их биологическая роль. Биологические мембраны: молекулярная структура и функции. Модели построения биологических мембран. Динамика мембран. Модельные липидные мембраны.
Ткани как клеточные ассоциации. Межклеточные контакты в тканях.
Основные принципы биоэнергетики. Ферменты как биологические катализаторы. Механизмы действия ферментов. Регуляция ферментативной активности. Применение ферментов в биотехнологии.
Поток энергии в биологических системах. Преобразование энергии в клетках: гликолиз, окисление жирных кислот, цикл трикарбоновых кислот, перенос электронов и окислительное фосфорилирование. Биоэнергетическая эффективность окисления углеводов и жирных кислот.
|
|
Фоторецепция. Фоторецепторные белки. Фотосинтез. Световая стадия. Фотосинтетическое фосфорилирование.
Метаболические процессы на уровне организмов. Биологическое значение дыхания. Происхождение типов обмена.
Транспортные процессы на клеточном уровне. Проницаемость мембран. Поры, каналы, переносчики. Транспортные АТФ-азы. Перенос веществ через биологические мембраны: пассивный и активный транспорт веществ. Электрогенные ионные насосы.
Транспортные процессы на уровне организмов. Транспорт у растений. Транспортные процессы в животных организмах. Общие особенности циркуляторной системы.
Системы управления в биологии. Рецепция в биологических системах. Клеточная поверхность: рецепторы, рециклирование мембран и передача сигналов. Хемосенсорика. Модель работы хемосенсоров. Эффекторы.
Общие принципы регуляции в живой системе. Природа нервного импульса. Синапс как структура, обеспечивающая передачу нервных импульсов. Организация нервной системы животных и человека. Память. Механизмы надежности нервной системы. Искусственные нейроны и нейронные сети.
Рецепторы как специализированные образования, их классификация, свойства. Рецепция в организме. Сенсорные системы как модели датчиков и систем обнаружения в технике. Персептроны.
Системы ориентации у животных. Механо-химические процессы на разных уровнях организации биосистем. Биомеханика. Различные способы локомоции у животных. Нейронная организация локомоции.
Биотехнология, ее основные направления: генная инженерия, клеточная инженерия, генетическая инженерия. Клонирование. Бионика: история развития, основные направления работ. Моделирование живых организмов.
Нанотехнология в биологии и медицине.
Философские, социальные и этические проблемы биологии.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
дисциплины
Основная литература
1. Биологическая химия / Под ред. Н. И. Ковалевского. – М.: Академия, 2005. – 255 с.
2. Биология: Учебник для вузов / Под ред. Н. В. Чебышева. – М.: ВУНМЦ, 2001. – 592 с.
3. Биология. В 2 кн: Учебник / В. Н. Ярыгин, В. И. Васильева, И. Н. Волков, В. В. Синельщикова; Под ред. В. Н. Ярыгина. – 7-е изд. – М.: Высш. шк., 2005.
4. Биофизика. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 288 с.
5. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х т. Под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 1996.
6. Коничев А. С., Севастьянова Г. А. Молекулярная биология. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 400 с.
7. Кузнецов С. Л. и др. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии: Учеб. пос. – М.: Мед. информ. агентство, 2002. – 374 с.
8. Кузнецов С. Л., Пугачев М. К. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии: Учеб. пос. – М.: Мед. информ. агентство, 2004. – 432 с.
9. Пехов А. П. Биология с основами экологии: Учебник для вузов: Рек. МО РФ. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: «Лань», 2004. – 671 с.
10. Ченцов Ю. С. Введение в клеточную биологию: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. – 494 с.
11. Щелкунов С. М. Генетическая инженерия: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004. – 496 с.
Дополнительная литература
1. Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж. и др. Молекулярная биология клетки. – М.: Мир, 1994.
2. Артюхов В. Г. и др. Биофизика. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1994. – 336 с.
3. Артюхов В. Г., Наквасина М. А. Биологические мембраны: структурная организация, функции, модификация физико-химическими агнетами: Учебное пособие. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000. – 296 с.
4. Геннис Р. Биомембраны: Молекулярная структура и функции: Пер. с англ. – М.: Мир, 1997. – 624 с.
5. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2002.
6. Зенгбуш П. Молекулярная и клеточная биология. – М.: Мир, 1983.
7. Клаг У., Каммингс М. Основы генетики. – М.: Техносфера, 2007. – 896 с.
8. Льюин Б. Гены. – М.: Мир, 1987.
9. Основы физиологии человека: В 3-х т. / Под ред. Б. И. Ткаченко. – СПб, 1994.
10. Патрушев Л. И. Экспрессия генов. – М.: Наука, 2000.
11. Рис Э., Стернберг М. Введение в молекулярную биологию: От клеток к атомам: Пер. с англ. – М.: Мир, 2002. – 142 с.
12. Сингер М., Берг П. Гены и геномы. – М.: Мир, 1998.
1. https:// cellbio utmb.edu – сайт университета Юта (США) по клеточной биологии, гистологии, анатомии и физиологии.
2. https:// www.nature.ru – сайт МГУ по всем разделам биологии.
3. https:// www.issep.rssi.ru – сайт Соросовского образовательного журнала.
4. https://www.biodan.narod.ru/index.htm – информация по биологическим дисциплинам.