«Русский язык и культура речи»
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в цикл гуманитарных дисциплин и основывается на знаниях, полученных студентами при изучении предмета «Русский язык» в средней образовательной школе.
Цель курса «Русский язык и культура речи» - способствовать повышению среднего уровня культуры владения современным русским языком, нормами речевого общения. Речевая культура – это культура сознательного и грамотного пользования неисчерпаемой сокровищницей языка, культура корректного и эффективного речевого поведения.
Данный курс вводится в программу в связи с тем, что свободное владение литературным русским языком, умение строить тексты разной функциональной принадлежности, умение общаться в наши дни становятся неотъемлемыми составляющими любой профессиональной деятельности и оказываются решающими факторами профессионального роста.
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в цикл гуманитарных дисциплин и основывается на знаниях, полученных студентами при изучении предмета «Русский язык» в средней образовательной школе.
|
|
Цель курса «Русский язык и культура речи» - способствовать повышению среднего уровня культуры владения современным русским языком, нормами речевого общения. Речевая культура – это культура сознательного и грамотного пользования неисчерпаемой сокровищницей языка, культура корректного и эффективного речевого поведения.
Основные требования к знаниям студентов по дисциплине в соответствии с государственными требованиями предусматривают знание:
- общие сведения о русском языке, о месте и роли русского языка в современном обществе;
- признаки и особенности употребления в речи основных единиц русского языка;
- функционально-стилистическую дифференциацию литературного языка;
- изобразительно-выразительные возможности русского языка;
- заложенные в языке коммуникативные возможности;
- орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические нормы языка;
- роль интонации в процессе общения;
- синонимию синтаксических конструкций.
Студент должен уметь:
- различать элементы нормативной и ненормативной речи;
- определять стилистическую характеристику слова, фразеологизма;
- подбирать синонимические нейтральные, стилистически и эмоционально окрашенные слова, фразеологизмы;
- употреблять в речи слова с учетом экспрессивно-стилистической окраски морфем;
- пользоваться синонимичными конструкциями;
- различать тексты различных функциональных стилей по языковым характеристикам;
- анализировать тексты; определять тип, стиль, жанр;
|
|
- отбирать языковые средства (термины, лексические и грамматические синонимы, фразеологические обороты) с учетом научного и делового стиля речи;
- строить высказывание логически последовательно с учетом цели, темы и стиля речи;
- составлять план, тезисы;
- писать деловые бумаги: резюме, заявление, автобиографию, доверенность;
- заполнять анкеты и листки по учету кадров;
- выступать с сообщениями на учебно-научные, социально-культурные, общественно-политические темы;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- пунктуационно правильно оформлять предложение и текст.