Учебное место и правила безопасной работы при механической обработке металла

Планировка рабочего места предусматривает рациональное расположение оборудования и оснастки, наиболее эффективное использование производственных площадей, создание удобных и безопасных условий труда, а также продуманное расположение инструментов, заготовок и деталей на рабочем месте. Планировка рабочего места должна обеспечивать условия для выработки привычных движений. Организация учебного места должна обеспечивать возможно меньшие затраты времени, количества движений и усилий на выполняемую работу, необходимое ее качество, наименьшую утомляемость, высокую работоспособность, полную безопасность работы, экономное использование производственной площади, сохранность оборудования и оснастки.

На учебном месте при точении должны быть: станок, инструментальный шкафчик с режущими и измерительными инструментами и принадлежности к станку (патроны, планшайба с набором болтов и прихватов, закаленные и сырые кулачки, хомутики, люнеты, ключи, центра, масленка и т. д.).

Правильное расположение на рабочем месте всего, что требуется для работы, — важное условие поднятия производительности труда и обеспечения условий безопасности работы.

При планировке которого необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.

2. Все должно быть сосредоточено вокруг рабочего на возможно близком расстоянии, но так, чтобы не мешать его свободным движениям.

3. Каждый предмет нужно класть на отведенное для него место, чтобы не искать его при повторном использовании.

4. Все, чем во время работы приходится чаще пользоваться, нужно располагать ближе; все, чем пользуются реже, нужно укладывать дальше.

5. Укладывать предметы необходимо таким образом, чтобы место их расположения соответствовало естественным движениям рук рабочего. Например, предметы, которые берутся левой рукой, должны быть уложены слева. Если какой-нибудь предмет трудно поднять одной рукой, надо его положить так, чтобы его можно было удобно брать обеими руками.

6. Предметы, требующие осторожного обращения, должны быть положены выше предметов, требующих менее осторожного обращения. Например, измерительный инструмент должен занимать самое верхнее положение, ниже должны быть размещены заточенные и доведенные резцы, а еще ниже — приспособления.

7. Чертежи, операционные карты должны быть так расположены, чтобы ими удобно было пользоваться.

8. Заготовки и готовые детали не должны загромождать рабочее место токаря и должны быть расположены таким образом, чтобы движения токаря были наиболее короткими. Мелкие заготовки, обрабатываемые в больших количествах, надо хранить в ящиках, расположенных у станка на уровне рук рабочего. Для складывания готовых деталей надо иметь второй такой же ящик вблизи рабочего места.

9. Все предметы должны быть расположены так, чтобы не приходилось постоянно нагибаться или занимать неудобные положения во время взятия или укладки того или иного предмета [9].

Инструменты и приспособления, а также и документация должны храниться в инструментальном шкафчике. В шкафчике надо поддерживать строгий порядок; для каждого предмета должно быть свое определенное место. При соблюдении этого условия учащийся запоминает место хранения каждого предмета, что способствует экономии времени, затрачиваемого на отыскание нужных инструментов.

В инструментальном шкафчике на отдельной полочке может хранится измерительный инструмент, рядом — техническая документация. Здесь же могут лежать ходовые резцы, которыми можно пользоваться в течение дня; ниже по типам и размерам разложены остальные резцы, еще ниже — сверла, зенкеры и развертки, затем — оправки, державки, втулки и, наконец, в самом низу лежат ключи, кулачки и более тяжелые принадлежности. Патроны, люнеты, угольники и планшайбы аккуратно сложены сбоку станка.

При укладке в шкафчик режущих инструментов надо следить, чтобы острия их не могли получить забоин от каких-либо металлических изделий. С большим вниманием следует относиться к хранению измерительного инструмента, рекомендуется скобы, калибры, микрометры и т. п. хранить на деревянных подставках.

Около станка устанавливается подножная решетка на такой высоте, чтобы средний палец руки, поставленной вертикально и согнутой в локте под углом 90°, находился на уровне центров станка.

Планировка рабочего места, как и его оснащение, зависят от многих факторов, в том числе от типа станка и его габаритных размеров, размеров и формы заготовок, типа и организации производства и др. Чаще других применяют два варианта планировки рабочего места:

инструментальный шкаф (тумбочка) располагается справа, а стеллаж (приемный столик) для деталей — слева. Такая планировка является рациональной, если преобладает обработка заготовок с установкой в центрах левой рукой;

инструментальный шкаф (тумбочка) располагается с левой стороны, а стеллаж — с правой. Такая планировка рабочего места удобна при установке заготовки и снятии обработанной детали правой рукой или двумя руками (при изготовлении длинных и относительно тяжелых деталей).

Поддержание строгого порядка и чистоты так же необходимо, как и рациональная планировка и оснащение рабочего места [9].

Необходимо строго соблюдать правила ухода за рабочим местом, поддержания чистоты и порядка. Такие правила вывешиваются на учебных местах. Проведение общественных смотров организации труда и учебного места способствует внедрению чистоты и порядка.

Кроме того, предусматриваются мероприятия, которые обеспечивают создание гигиенических и культурных условий работы. К ним относятся: нормальное освещение, борьба с производственным шумом, создание нормальной температуры, влажности и чистоты воздуха, обеспечение безопасности работы.

Во время работы учащийся должен выполнять следующие правила:

· Строго выполнять установленный порядок обработки; экономить смазочные и обтирочные материалы, а также электроэнергию, не допуская работы станка вхолостую.

· Не уходить от станка без разрешения преподавателя.

· Каждый предмет класть только на свое место. Пользоваться каждым предметом только по его прямому назначению, т. е. не применять гаечный ключ вместо молотка, не пользоваться случайными обрезками вместо подкладок под резец и т. д.

· Оберегать рабочие поверхности станка от ударов и грязи; не класть режущие и измерительные инструменты, ключи и детали на рабочие поверхности станка.

· Работать только острым, хорошо заточенным инструментом: тупой резец сильно увеличивает нагрузку станка, дает нечистую поверхность детали и ведет к поломке станка и инструмента.

По окончании работы нужно выполнить следующее:

· Разложить все предметы по своим местам, протереть все инструменты и рабочие поверхности приспособления промасленной тряпкой.

· Предъявить обработанные детали преподавателю.

· Сдать в кладовую ненужные инструменты и приспособления.

· Произвести уборку станка и инструментального шкафчика. Смести щеткой стружку со станка. Протереть станок обтирочным материалом, тщательно удалив всю грязь.

· Смазать промасленной тряпкой все рабочие поверхности станка (промасленные тряпки складывать в отведенные для этого ящики).

· Получить задание на следующий день, чтобы заранее ознакомиться с чертежом и технологическим процессом [9].

Техника безопасности. Безопасность — один из основных принципов организации труда. Техника безопасности разрабатывает мероприятия, которые должны обеспечить рабочему наибольшую безопасность, а также ставит своей задачей обучение рабочего безопасным приемам работы.

Необходимо перед выполнением задания проводить следующие мероприятия:

1) организованно ознакомлять с правилами техники безопасности;

2) систематически изучать правил техники безопасности и проверки их знаний;

3) обеспечение правилами внутреннего распорядка и инструкциями по технике безопасности, плакатами, наглядно показывающими безопасные и опасные приемы работы, и т. п.;

4) повседневного надзора и контроля за проведением мероприятий по технике безопасности и за выполнением правил безопасной работы.

Плохая организация рабочего места, загроможденность его и проходов, неисправность станка и приспособлений, недостаточное знание учащимся устройства станка и правил его эксплуатации, неисправность электрооборудования и электропроводки, отсутствие ограждений и предохранительных устройств, работа неисправным инструментом, загрязненность станка и подножной решетки могут привести к несчастным случаям.

Несчастные случаи могут произойти по ряду других причин. Основными из них являются: неисправность пусковых и переключающих устройств; недостаточное местное освещение; неправильные приемы работы на станке; недостаточные знания правил техники безопасности; невнимательность самого учащегося и нарушение правил по технике безопасности.

Порядок и чистота на рабочем месте имеют важное значение для безопасной работы. На рабочем месте, не загроможденном заготовками, деталями, приспособлениями и инструментом, где все находится на своем месте. Там, где пол содержится чистым и сухим, при работе меньше возможностей поскользнуться, упасть и ушибиться и попасть рукой или одеждой в движущиеся части станка [9].

При работе на станке с отдельным электродвигателем причиной несчастного случая может быть действие электрического тока. Если электрический ток проходит через тело человека, то это может привести к ожогам, сильному потрясению и даже смерти. Прикосновение к незащищенным или плохо изолированным проводам электродвигателя или пусковой электроаппаратуре опасно для жизни, так как напряжение в них высокое — от 120 в и выше. Вследствие повреждения или плохого качества изоляции станок, электродвигатель и электроаппаратура могут оказаться под напряжением.

В случае обнаружения неисправности электродвигателя или осветительной аппаратуры, ощущения электрического тока при касании частей станка, а также при повреждении изоляции электропроводов необходимо немедленно сообщить об этом преподавателя.

Несчастные случаи при работе на токарных станках возможны от неправильного и невнимательного обращения с обрабатываемой деталью или вращающимися деталями станка — валами, шкивами, ремнями, зубчатыми колесами и др. Большую опасность при токарных работах представляет стружка [9].

Для устранения несчастных случаев при работе на токарных станках необходимо строго выполнять мероприятия техники безопасности.

1. Во время работы на станке не носить свободной одежды; рукава одежды завязывать у кисти; длинные волосы закрывать головным убором.

2. Применять предохранительные и оградительные устройства у станков, следить за их исправным состоянием и никогда не работать со снятыми оградительными устройствами.

3. Работать с применением защитных от стружки приспособлений:

а) при обработке стали на высоких скоростях применять устройства для ломания стружки;

б) при обработке хрупких металлов (чугун, бронза и др.) пользоваться защитными очками или применять предохранительные щитки.

4. При обработке деталей в центрах применяют безопасные поводковые или кулачковые патроны с оградительными кожухами.

5. При скоростном точении обязательно применять вращающиеся центры.

6. Не загромождать проходов и проездов.

7. Следить за чистотой и порядком на рабочем месте и аккуратным отводом стружки.

8. Не тормозить руками вращающийся патрон.

При всяких ранениях и повреждениях необходимо сразу же обратиться за помощью в медпункт, а в серьезных случаях вызвать скорую помощь. При попадании в глаз стружки, пыли и т. п. нельзя извлекать их самому или прибегать к помощи товарища (так как можно повредить глаз), нужно обратиться к врачу или медицинской сестре.

Необходимо строго выполнять правила но противопожарным мероприятиям.

Концы для обтирки станков и промасленные тряпки нельзя оставлять у станка: они могут загореться даже от случайной искры. По окончании работы надо аккуратно собрать все концы и тряпки и сложить их в железный ящик с закрывающейся крышкой. По окончании работы или при перерывах в работе обязательно выключать электродвигатель станка.

При сгорании предохранителей у электрооборудования станка и при сильном перегревании электродвигателя необходимо немедленно вызвать электромонтера.

При возникновении загорания надо выключить электродвигатель и по сигналу или телефону вызвать пожарную. До их прибытия надо пытаться тушить пожар собственными средствами, пользуясь огнетушителем, песком, брезентом и т. п.

Оптимальная организация рабочего места принесет положительные результаты, если в процессе работы учащийся будет предельно внимателен, так как станок является объектом повышенной опасности. Для безопасной работы необходимо правильно назначать режимы резания, надежно закреплять заготовку, применять исправный инструмент со стружколомами, защитные устройства и т.д.

Учебное место должно соответствовать принципам научной организации труда и типовым схемам планировки рабочих мест. Это — основа обеспечения наивысшей производительности при токарных работах.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: