Обучение. Развитие мышления людей, развитие интеллекта невозможно вне обучения, поскольку одной из важнейших особенностей психики человека является то

Развитие мышления людей, развитие интеллекта невозможно вне обучения, поскольку одной из важнейших особенностей психики человека является то, что она в значительной части представляет собой продукт передачи и усвоения людьми опыта предшествующих поколений. Развитое творческое мышление современного человека возможно лишь на такой основе. Разработка проблем творческого мышления есть первоочередное условие успешного совершенствования общей психологической теории мышления.

Однако процесс обучения протекает по-разному у каждого человека, каждому что-то дается легче, а что-то труднее. Одни схватывают материал «на лету», другим приходится долго и пристально вчитываться и вдумываться в него. Одни легко объединяют (синтезируют) понятия, у других знания существуют как бы параллельно и соединить их воедино бывает нелегко. Есть люди практичные, которые быстро находят знаниям применение, а есть такие, кто не может никак найти выход для своих теоретических знаний. Таким образом, интеллект – это не только продукт, но и условие, предпосылка обучения.

Каждый человек имеет различный “уровень актуального развития” (понятийный аппарат, способность к анализу и синтезу, степень развития базисного и текучего интеллекта). Таким образом, точка начала отсчета у всех различна в тот момент, когда они приступают к освоению следующего интеллектуального уровня.

Конечно, важнейшим моментом обучения является мотивация к нему, причины, направившие человека к обучению могут быть различными, но мотив – лишь начало, далее его следует перевести в интерес (конкретный мотив) и поддерживать интерес до достижения следующего интеллектуального уровня. Этот процесс можно повторять неоднократно и на протяжении всей жизни.

Необходимо учесть ещё один фактор – типы обучения. Традиционно в школах используется активное обучение в виде усвоения и воспроизведения знаний, что наращивает, конечно, базисный интеллект, но плохо развивает интеллект текучий и, в силу своей монотонности и однообразия, быстро приводит к потере интереса, особенно среди тех, кто отстает в обучении и не отличается успешностью.

С годами способность к традиционному обучению падает, а, во-вторых, жизнь значительно сложнее всех усвоенных стандартных форм и одно накопление знаний не решает проблемы адаптации к окружающей действительности, т.е. не решает проблемы интеллектуального развития человека. Без творческих форм обучения и без самостоятельного творчества следующий уровень интеллектуального развития оказывается, попросту, недостижим, хотя некоторое увеличение интеллекта за счет базиса и имеет место. Без творческого подхода к обучению может произойти стабилизация интеллекта и остановка в интеллектуальном развитии. Очевидно, что далеко не всякая технология обучения, даже, направленная на личностное интеллектуальное развитие, гарантирует формирование тех глубинных креативных механизмов, без которых невозможно прогрессирующее развитие индивидуального интеллекта.

Формальное (традиционное) информативное обучение повышает потенциал одаренности (интеллектуальности) до некоторого предела, после чего начинает оказывать негативное влияние вследствие усиления приверженности учащихся к традиционным способам решения проблем (С. Симантон).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: