Пространство и особенности контакта участников
Проблемы, связанные с групповой территорией, возникают в основном в естественных группах. Члены группы претендуют на определенное пространство, хотя и знают, что для этого нет законных оснований, что приводит к возникновению напряжения. Даже в краткосрочной группе анализ группового пространства полезен и часто позволяет сделать интересные заключения о межличностных контактах. Где сидит ведущий? Кто сидит рядом с ним? Кто имеет доступ к важным предметам типа выключателя, двери, доски и т. п.? Какие участники сидят далеко друг от друга? На какое пространство может претендовать каждый? У кого больше места, у кого — меньше? Кто сидит рядом с кем? Кто сидит друг напротив друга? Кто может смотреть в окно? Кто сидит против света? Кто сидит на стуле, а кто на полу?
Ответы на эти вопросы дают информацию о социальной структуре группы и распределении ролей в ней.
В то время как пространство само по себе можно описать скорее как статичное, личное пространство является динамичным. Оно есть у каждого, но доступ в него позволен не всем. Мое личное пространство определенным образом ограничено. Величина его варьируется в зависимости от ситуации и особенностей собеседников. Если я чувствую себя не очень комфортно, то физическое расстояние будет больше. Этот аспект невербальной коммуникации можно прорабатывать в следующих интерактивных играх:
|
|
«Диалог в движении»
Инструкция:
«Сейчас вы будете вести безмолвный диалог друг с другом. Для этого разбейтесь на пары. Один человек в паре становится полицейским (сами решите, кто из вас станет им), другой — вором. Из этих ролей вы начинаете взаимодействие. Говорить вы не можете, зато можете двигаться, приближаться или отдаляться, жестикулировать и т. п. (2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями в паре. Задача остается прежней (еще 2 минуты).
Теперь образуйте, пожалуйста, новые пары. Один из вас становится человеком, опоздавшим на свидание, другой — тем, кто ждал (2 минуты). Поменяйтесь ролями (еще 2 минуты)».
Игра заканчивается групповым обсуждением происходящего.
Примерные вопросы для обсуждения:
• Как я чувствовал себя в разных ролях? Какая роль досталась мне легче, какая— труднее?
• С кем мне общаться было легче, с кем — труднее?
• Было ли что-то общее в нашем поведении, независимо от роли и партнера?
Комментарий:
Можно предлагать участникам любые роли, в том числе достаточно абстрактные, например: любовь-ненависть, добро-зло и т. п. Можно и конкретные, но необычные, например, слон-Моська, кошка-мышка и т. п.
«Разожми кулак»
Группа разбивается на пары. Партнеры садятся рядом и решают, кто из них будет А, а кто — Б.
|
|
А сжимает правую руку в кулак. Перед Б стоит задача этот кулак разжать. Он может делать это любыми способами — от словесного убеждения до физического воздействия. Партнер А решает, хочет ли он оказать сопротивление, как долго он будет это делать и когда он уступит.
После этого партнеры меняются ролями. Теперь Б сжимает руку в кулак, а А пытается этот кулак разжать.
Когда пара проделала все эти действия, группа собирается вместе и обменивается опытом.
Примерные вопросы для обсуждения:
· Какие средства только усиливали сопротивление?
· Какие средства можно отметить как тактичные?
· Пытался ли кто-нибудь проверить, как партнер реагирует на стресс?
· Отказался ли кто-нибудь выполнить задание только потому, что оно показалось ему смешным или неестественным?
· Играло ли какую-либо роль личное доверие партнеров друг к другу?
· Как мы оцениваем атмосферу доверительности в группе в целом?
· Есть ли среди членов группы кто-нибудь, с кем я бы охотно повторил это задание?