Особенности методики. • Педагогика отношений, а не требований

• Педагогика отношений, а не требований.

• Метод погружения, «эпохальная» методика.

• Обучение без учебников, без жестких программ (дидактические материалы, дополнительная литература).

• Индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).

• Отсутствие деления на классную и внеклассную работу.

• Ученик подводится к открытию личностной значимости ЗУН и на этой мотивационной основе осваивает содержание предметов (областей).

• Коллективное познавательное творчество на уроке.

• Обучение самостоятельности, самоконтролю.

• Много игры (учеба должна приносить радость).

• Отрицание отметки. Позиция ученика.

- Ребенок в центре педагогической системы.

- Право выбора всего: от формы урока до его плана.

- Право ребенка на ошибки.

- Свобода выбора.

- Право на свободный творческий поиск.

- Отношения ответственной зависимости с коллективом. Позиция учителя.

- Деятельность учителя является приоритетом, учитель ведет детей в течение 8 лет по всем предметам.

- Учитель - старший товарищ.

- С детьми к предмету, а не с предметом к детям.

- Не знания давать, а давать детям жить на уроке; совместная духовная жизнь ученика и учителя.

- Ожидание созревания сил, заложенных природой.

- Не говорить ребенку «нет», «нельзя».

- Не делать замечаний (отсутствие выделения слабых и сильных).

- Не ставить плохих отметок.

- Не оставлять на второй год.

- Принимать ребенка таким, какой он есть (все дети талантливы).

Позиция Р.Штейнера по религиозному воспитанию: свободное христианское воспитание, которое находится вне общего распорядка школы, ведется как частное обучение в ее рамках.

Очень важными сторонами вальдорфской педагогики являются внимание к здоровью детей, учительско-родительское самоуправление.

Примечания. Современные аналоги «Свободной педагогики».

В России создан и действует «Центр вальдорфской педагогики».

Московская свободная вальдорфская школа (научный руководитель А.А.Пинский) работает без обычного директора, завуча, других привычных административных атрибутов массовой школы. Всеми делами распоряжается выборная коллегия из детей, учителей и родителей.

Работа не делится на классную и внеклассную. Эти виды очень тесно переплетаются. После главного урока обязательно преподаются живопись, музыка, рукоделие, английский и немецкий языки (с первого класса одновременно), а также специфические для вальдорфской школы дисциплины - эвритмия (искусство выразительных движений) и изображение форм - рисование сложных узоров, графика.

Программой предусмотрен сельскохозяйственный цикл, строительство деревянного домика (на уровне большой модели). Это в начальных классах. А в старших - работа с металлом. Все дети также осваивают рукоделие - учатся шить, вышивать.

Школа Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой осуществил на практике идею «свободного воспитания» в организованной им Яснополянской школе для крестьянских детей. Если представить «школу Л.Н.Толстого» как технологию, то можно отметить ее максималистскую концепцию:

• воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, неплодо творно, незаконно, невозможно;

• воспитание портит, а не исправляет людей;

• чем больше испорчен ребенок, тем меньше нужно его воспитывать, тем больше нужно ему свободы.

В последний период жизни Л.Н.Толстой перешел к другой крайности - педагогическому морализму с религиозным оттенком.

Л.Н.Толстой довел свою концепцию до уровня методики, написав ряд учебных пособий для начальной школы.

В настоящее время в ряде школ России (Ясная Поляна, Томск) делаются попытки восстановить отечественную технологию свободного воспитания, основанную на идеях Л.Н.Толстого.

Школа свободного воспитания З.М.Агишевой (Зоя Михайловна Агишева - учитель начальных классов, г. Йошкар-Ола). Приоритеты — забота о здоровье, свобода выбора для ребенка, проживание вместе с детьми их детства, дети - лучшие учителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: