Цифровые технологии позволяют получать максимально высокое качество ТВ-сигнала, автоматизировать выпуск передач в эфир, транслировать по одному каналу несколько программ. Основное преимущество цифровой записи перед аналоговой заключается в том, что при перезаписи (во время монтажа) не накапливаются искажения. Разумеется, структурные и контактные шумы с магнитной ленты убрать невозможно, но поврежденную информацию можно сгруппировать и записать небольшими фрагментами, для этого применяется система коррекции ошибок.
В настоящее время на Betacam-форматах хранится огромное количество аналоговых видеоматериалов, поэтому дальнейшее развитие аппаратуры учитывает возможность воспроизведения архивных записей. Видеозапись в цифровом формате обладает «избыточностью» ТВ-сигнала, поэтому в 1993 г. в видеосистеме Digital Betacam впервые была применена компрессия. При этом на цифровом видеомагнитофоне для данного формата можно воспроизводить аналоговые записи. Digital Betacam использует полудюймовую видеоленту (как Betacam и Betacam SP), но производит запись в цифровом формате. Цифровой поток — 125,58 Мбит/ сек. Скорость движения ленты удалось снизить до 96,7 мм/сек, время записи увеличить до 124 мин.
|
|
Betacam SX позволяет писать компонентный цифровой сигнал. Оптимальное соотношение обработки сигналов яркости и цветности позволило улучшить цветовую информацию. Благодаря усовершенствованному алгоритму сжатия 10:1 (MPEG-2), время записи увеличилось до 184 мин.
Оборудование данного формата позволяет добиться высокого качества изображения, ускорить монтаж и, что немаловажно, применять кассеты формата классического Betacam. Учитывая, что в многочисленных студиях нашей страны имеется большое количество аналогового оборудования, данный формат позволяет завершить постепенный переход на цифровую технику.
В начале 90-х гг. появился первый формат профессиональной и полупрофессиональной цифровой записи D-1, в котором сигналы цвета и яркости записываются на ленту. Специалисты заметили удобство формата для монтажа и видеоэффектов. В дальнейших разработках формата (D2-D5) разработчики улучшили качество магнитной ленты, увеличили время записи до 245 мин и снизили стоимость аппаратуры.
Среди множества присутствующих на телерынке форматов следует упомянуть D6, созданный совместными усилиями Toshiba и BTS. Формат предназначен для телевидения высокой четкости, имеет широкую пропускную способность (более гигабайта в секунду) со встроенной системой коррекции ошибок. D6 рассчитан как на американский рынок — 1250 строк, 50 полей, так и на европейский — 1125 строк, 60 полей. Хотя, по мнению специалистов, формат неперспективен.
|
|
Довольно распространенным форматом фирмы Sony является DVCAM. Цифровой компонентный сигнал пишется на ленту шириной 6,25 мм, скорость цифрового потока 25 Мбит/сек. (то есть в пять раз меньше, чем у Digital Betacam). Впервые в ленточную кассету встроены микросхемы с метаданными (временной код, номера сцен, монтажные метки и т.д.) Благодаря служебным данным возможно оптимизировать операцию монтажа. Формат DVCAM сегодня является общим стандартом профессионального цифрового видеопроизводства.
Итак, пионером в области магнитной записи видеосигнала на магнитную ленту была фирма АМРЕХ. Руководитель фирмы А. М. Понятов, разумеется, осознавал проблемы ленточного носителя информации, и фирма приступила к разработке видеозаписи на алюминиевый диск покрытый магнитным слоем, хотя удалось записать всего 36 секунд движущегося изображения, но начало было положено. Для поиска необходимого фрагмента не надо было перематывать бобины с лентой, диск позволял немедленно проиграть нужное место, при перезаписи отсутствовали структурные и контактные шумы. Слабым местом диска долгое время оставался недостаточный объем хранения видеозаписи, и эту проблему компании преодолеть не удалось.
Справедливости ради следует отметить, что лента до сих пор остается самым дешевым носителем аналоговой и цифровой информации. Как уже отмечалось, именно на ленточных носителях хранятся основные архивы с видеоинформацией, но качество записи/воспроизведения у цифровых дисков выше. Дело в том, что информация на них хранится в виде логического нуля (отсутствие сигнала) или логической единицы (наличие сигнала), поэтому копировать информацию можно без большой потери качества.
Дальнейшие разработки записи видеосигнала сместились в область дисковых видеомагнитофонов и видеосерверов. Современный видеосервер на базе компьютера — это многоканальное устройство, позволяющее вести запись видеосигнала на стандартные жесткие диски. В отличие от видеомагнитофона, он позволяет одновременно записывать и воспроизводить запись по разным каналам. Потеря информации защищена технологией RAID, распространенные форматы компрессии — MPEG второго или третьего уровней (для спутникового вещания используется MPEG-2). Для доступа к большим массивам архивных данных на магнитной ленте видеосервер может быть доукомплектован стримером.
В 1995 г. на выставке в Лас-Вегасе был представлен цифровой камкодер CamCutter (фирма Avid), в котором запись велась не на традиционную магнитную ленту, а на встроенный жесткий диск. Качество записи было сравнимо с Betacam SP, продолжительность — 15 мин., но с этого момента стало ясно, что в журналистских видеокамерах лента может уступить место новым технологиям. Потом последовали разработки видеокамер с записью на DVD. 19 февраля 2002 г. девять крупнейших компаний, среди которых Sony, Samsung, Hitachi, Sharp и др., представили новый стандарт — Blu-Ray Disc (синий лазерный луч), существенно превосходящий DVD по объему информации (до 27 Гб), на него можно писать видео в течение 2 часов с профессиональным разрешением и 13 часов с бытовым качеством. Но сегодня практика тележурналистики показывает, что «безленточная» эра еще не наступила, DVD-устройства до сих пор не так удобны для внестудийной съемки: малейшая царапина — и записанную информацию невозможно воспроизвести, в то время как магнитная лента действительно позволяет работать в полевых условиях. Но все это дело времени. Не так давно профессиональные фотожурналисты смотрели свысока на цифровые «мыльницы», а сегодня фотопленка почти полностью вытеснена из СМИ. Правда, объемы электронной памяти для видеоинформации необходимы на порядок выше.