Тенденция и принципы гуманистического воспитания

Мотив

Потребность и цель соединяет мотив. Самые сокровенные моменты личностного «Я» скрыты в мотивах поступков и поведения людей. Сущность мотивов, особенности мотивации раскрывают личность со стороны «Самости». Мотивация включает в себя тайну решений личности, секрет выбора и предпочтения ценностных ориентаций, а также определяет жизненные перспективы.

Человек должен быть свободен от власти потребностей, уметь преодолевать свое подчинение им. Следует уходить от власти низких потребностей, выбирать высшие ценности и стремиться к их реализации.

В ценностных ориентациях воплощен опыт человека, (система критериев, норм, эталонов). Он определяется в культурных параметрах деятельности. Меру возможного в реализации гуманистического потенциала ценностей, их содержательную определенность (качества) обуславливают именно ценностные ориентации.

Они отражаются в нравственных идеалах, которые являются высшим проявлением целевой установки деятельности личности. Идеалыпредельные цели, высшие ценности мировоззренческих систем. Происходит обострение противоречия между социальным и личным. Из возникшего конфликта только один путь - жертва одного ради другого. Однако гуманный человек будет поступать в соответствии с требованиями нравственного идеала.

Нравственные идеалы развиваются, совершенствуются как образцы, определяет перспективу развития личности. Они являются путем совершенствования личности.

Воспитание как процесс становления психологических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой.

А.Н. Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность включена в общение. Общениенеобходимое условие развития человека в обществе. Этот процесс является по своим функциям процессом воспитания.

Тенденция функционирования и развития воспитания в ценностном гуманистическом процессе:

1) ориентация на развитие личности (общекультурное, социально-нравственное, профессиональное) => ведущими принципами непрерывного общего и профессионального развития личности, т.к. имея в своей основе эту закономерность, подчиненные ему, обеспечивая внутренние и внешние условия его осуществления все остальные принципы.

– ориентированно на «зону ближайшего развития».

2) развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой => принцип культурологического подхода к отбору содержания образования (повышение статуса гуманистических дисциплин).

3) разнообразие и продуктивность значимой для личности деятельности.

=> принципы деятельностного подхода к стратегии технологий и воспитания.

4) учащийся выступает субъектом обучения => принцип реализации личностного подхода.

(отношение к учащимся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей).

5) равноправное учебное сотрудничество =>принцип диалогического подхода (педагог стимулирует стремление учащихся к саморазвитию, изучает его активность, создает условие для самореализации).

– в динамике, последовательно.

6) индивидуализация и творческая направленность педагогического процесса => процесс индивидуально-творческий подход.

7) гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики => принципы профессионально-этической взаимоответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: