Понятие управленческого взаимодействия
В структуре управления выделяют такие понятия, как элементы (звенья), связи и уровни.
Элементы - этослужбы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятым разделением управленческих задач, функций и работ.
Связи – это отношения между элеметами.
Горизонтальные связи одноуровневые
Вертикальные связи – это связи подчинения при иерархичности подчинения (многоуровневые)
Кроме того структуру управления характеризуют с помощью таких понятий, как сложность,дифференциация, уровни формализации и централизации, механизмы координации.
Сложность определяется по количеству отделов, групп, квалифицированных специалистов и уровней иерархии.
Дифференциация (разделение) работ имеет 3 формы: горизонтальную (по однородности и тем знаниям и квалификации, которые требуются от работников)
вертикальную (по числу уровней иерархии в управлении)
пространственную (географическое расположение)
Формализация масштабы использования правил и регулировочных механизмов для управления поведением людей (уровень стандартизации).
|
|
Централизация степень концентрации принятия решений на самом высоком уровне организации. Высокий уровень децентрализации обеспечивает более быструю реакцию на события и принятие соответствующих мер (т. к. привлекаются большее число управленцев к решению)
Координация – использование механизмов интеграции (взаимосвязи). Вертикальная интеграция взаимосвязь между разными уровнями
Горизонтальная интеграция между одним уровнем.
Делегирование полномочий – передача части функций и прав принятия решений нижестоящим уровням.
Норма управляемости – число непосредственно подчиненных (около 5-12 чел. на одного руководителя)
В процессе производственной деятельности между сотрудниками фирмы и ее структурными подразделениями, между управляемой и управляющей подсистемами устанавливаются достаточно постоянные производственные связи – коммуникационные.
Они носят информационный, технологический, трудовой, финансовый, управленческий характер.
Коммуникация включает в себя и то «что» передается, и то, как это «что» передается.
«Коммуникация»- от лат.слова «communis» «общее», т.е. объединение в общее.
В целом они характеризуют организационную целостность, интеграцию, объединение элементов данной системы.
Требования к этим связям взаимно противоречивы. С одной стороны, для устойчивости работы системы необходимо, чтобы эти связи были стабильны, устойчивы, но, с другой стороны, включение качественно новых агентов производства, новых факторов производства требует функциональной гибкости, подвижности связей, развития их эвристического характера. Таким образом, внутренняя противоречивость в самом характере управления должна быть заключена в структуре и функциональных связях системы управления.
|
|
Совокупность всех элементов и звеньев системы управления и установленных между ними постоянных связей носит название организационной структуры управления (ОСУ).