Лекция 2.
20.09.12
К принципам нормирования в последнее время добавляются
Специфичность норм
Непостоянство
Развивающе-тренирующая направленность норм
Дифференциация гигиенических норм с учетом гендерных различий и состояния здоровья организма
Задача гигиенического нормирования – не только сохранить и укрепить здоровье, но и обеспечить благоприятное развитие детей и подростков
Нормирование в ГдиП – научно обоснованное определение тех параметров (той интенсивности), воздействующих на организм факторов, которые оказывают благоприятное или безвредное влияние.
Гигиеническая норма – такие интенсивность и длительность воздействия фактора, которые обеспечивают сохранение здоровья, своевременное и гармоничное развитие ребенка
Методы исследования в ГДиП:
Метод естественного гигиенического эксперимента
Метод лабораторного эксперимента
Метод гигиенического наблюдения
Санитарно-статистический
Метод математического прогнозирования
|
|
Проблемы исследования и изучения в ГдиП:
Состояние здоровья и физического развития ДиП
Гигиена учебного процесса в детских и подростковых учреждениях
Гигиенические основы физического воспитания ДиП
Гигиена трудовой деятельности
Санитарное благоустройство детских и подростковых учреждений
Здоровье – максимальная производительность органов и систем при сохранении качественных пределов их функции. В основе здоровья индивида лежит феномен жизни, или жизнеспособность, которая обеспечивается типовыми специализированными структурами, их деятельность реализуется постоянной циркуляцией, потоком пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. Эти потоки, а также особенности возмущающих воздействий на биосистему поддаются научному анализу, что дает возможность характеризовать биосистему и степень ее устойчивости в целом. Эти характеристики – предпосылка для оценки количества и уровня здоровья.
Здоровье – категория не только медико-биологическая, но и социальная. Таким образом, выполнение индивидуумом своих биологических и социальных функций можно трактовать как проявление здоровья, то есть чем выше способность индивидуума реализовать свои биологические и социальные функции, тем выше уровень его здоровья.
Здоровье – динамическое состояние человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации, характеризуется энергетическим, пластическим, информационным обеспечением процессов самоорганизации, является основой проявления биологических и социальных функций.
|
|
Здоровье – многомерный динамический процесс, взаимосвязанный со средой обитания.
Здоровье – состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецифические социальные функции.
Здоровье – состояние жизнедеятельности, соответствющее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирование адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста.
Критерии здоровья:
Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний
Уровень функционирования основных систем организма
Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям
Уровень достигнутого физического развития и степень его гармоничности
Способность организма к адаптации