Здоровье и его охрана

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на буду­щее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая ста­бильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодежи.

Строго объективных критериев, дифференцирующих понятия «болезнь» и «здоровье», пока нет. Биомедицинская позиция всегда отталкивается от определенной болезни, которая характеризуется наличием боли, ограничениями, стеснением, страданиями. Здоро­вье при этом понимается как отсутствие болезни. ВОЗ был провозг­лашен стратегический принцип: «Обладание наивысшим достижи­мым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека». Все социологические определения здоровья и болезни определяют болезнь как физический или умственный процесс, кото­рый имеет тенденцию ограничивать способность человека дей­ствовать, решать поставленные задачи.

Существует более 300 определений здоровья. Из них можно вы­делить основные, где здоровье определяется: 1) как состояние пол­ного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (в соответствии с Уставом ВОЗ); 2) как совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность че­ловека (жизнеспособность); 3) как целостное многомерное динами­ческое состояние в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволя­ющее человеку в различной степени осуществлять его биологичес­кие и социальные функции.

В 1979 г. ВОЗ был введен термин «пси­хическое здоровье».Его можно определить как состояние психической деятельнос­ти, которому свойственны детерминированность психических явле­ний, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде. В докладе Комитета экспертов ВОЗ было отмечено, что нару­шения психического здоровья связаны как с соматическими заболе­ваниями, так и с различными неблагоприятными факторами и стрес­сами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.

Совокупный уровень здоровья всех граждан может быть обозна­чен как общественное здоровье — медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспе­чению национальной безопасности.

Представление о здоровье как триединстве здоровья физическо­го (соматического), психического (душевного) и духовно-нравствен­ного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, забо­тясь только о физическом или только о душевном благополучии, необходимость комплексного подхода. Значительный вклад в совре­менное представление о здоровье внесли медики, физиологи, психо­логи, создававшие и развивавшие в 80-90-х гг. новую область зна­ний — валеологию (И.И. Брехман, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, Э.М. Казин, В.П. Петленко и др.).

По данным академика РАМН Ю.П. Лисицина, являющегося при­знанным авторитетом в области профилактической медицины и санологии, среди факторов, обусловливающих здоровье человека, на долю экологических приходится примерно 20-25% всех воздействий; 20% составляют биологические (наследственные) факторы; 10% — развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основ­ным же фактором, влияние которого на здоровье оценивается в 50- 55%, является образ жизни. Эти данные свидетельствуют о приори­тетной роли образования в сохранении и формировании здоровья, поскольку оно помогает человеку построить правильный образ жиз­ни и грамотно заботиться о своем здоровье.

В Федеральном законе «Об образовании» устанавливаются со­циальные гарантии реализации прав граждан на образование, среди них: «Права и обязанности обучающихся, воспитанников образова­тельного учреждения определяются уставом данного образователь­ного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локаль­ными актами». Отдельно в законе прописаны четкие требования по охране здоровья обучающихся, воспитанников, в том числе:

1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учеб­ная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников опреде­ляются уставом образовательного учреждения на основе рекоменда­ций, согласованных с органами здравоохранения.

2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, органи­зуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут прово­диться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях.

3. Педагогические работники образовательных учреждений обя­заны проходить периодические бесплатные медицинские обследова­ния, которые проводятся за счет средств учредителя.

4. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников об­разовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с со­ответствующими условиями для работы медицинских работников.

5. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для пи­тания обучающихся, воспитанников. Организация питания в обра­зовательном учреждении возлагается органами местного самоуправ­ления на образовательные учреждения и организации общественно­го питания. В образовательном учреждении должно быть предусмот­рено помещение для питания обучающихся, воспитанников.

6. Ответственность за создание необходимых условий для уче­бы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уста­вом данного образовательного учреждения.

К сожалению, ряд причин, о которых речь пойдет ниже, привели к тому, что, как свидетельствует статистика, состояние здоровья населения России крайне неблагополучно. По этим показателям наша страна занимает место в седьмом десятке стран мира, причем именно состояние здоровья подрастающего поколения вызывает осо­бую тревогу.

Состояние здоровья учащихся

К статистике состояния здоровья, которая широко публикуется в специальных и популярных изданиях, приходится относиться с осторожностью. Результаты существенно зависят от базы, на кото­рой проводились исследования, поэтому в разных регионах страны показатели заметно различаются. Но в еще большей степени выво­ды ученых определяются методами исследования и критериями оцен­ки. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить выводы о состоя­нии здоровья призывников, сделанные врачами призывной комис­сии и специалистами медицинского центра, оборудованного совре­менной аппаратурой.

В качестве наиболее репрезентативного исследования здоровья школьников можно рассматривать проведенную в 2002 г. Министер­ством здравоохранения диспансеризацию. По полученным предвари­тельным данным, около 60% учащихся страдают теми или иными хроническими заболеваниями, часто несколькими, т.е. почти 2/3 си­дящих за партами наших школ — больные дети! Но и оставшуюся треть школьников трудно отнести к категории здоровых. Отсутствие медицинского диагноза — еще не свидетельство здоровья. Вспом­ним известную шутку (в которой, к сожалению, лишь доля шутки): «Здоровый человек — это недостаточно обследованный человек».

Среди учащихся, у которых не выявлено хронических заболева­ний, более половины составляют те, кто находится «между здоровьем и болезнью», в так называемом «третьем состоянии». Это разнообраз­ные функциональные нарушения, не достигшие уровня болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма (дезадаптационных нарушениях), повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Несоблюдение дополнительных требований к условиям и образу жизни, характеру нагрузки, определя­емых данной группой риска, неизбежно приводит к переходу человека из этой группы в группу больных в хронической или острой формах.

Таким образом, согласно усредненным данным, полученным раз­ными специалистами в последние годы, практически здоровыми мож­но признать не более 10% нынешних школьников. Врачи-педиат­ры, родители, учителя и воспитатели, каждодневно сталкиваясь с проблемами неблагополучия детского здоровья, не всегда грамотно действуют, помогая ребенку справиться с его болезненным состоя­нием. Сами же дети, подростки, юноши и девушки пытаются при­выкнуть жить в условиях ограничения свободы («болезнь — это стес­ненная в своей свободе жизнь») и очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых.

Оценка состояния здоровья детского населения, определение критериев, характеризующих и обусловливающих его, строятся с учетом так называемых «определяющих признаков здоровья», к которым относятся:

— отсутствие в момент обследования какой бы то ни было болезни;

— гармоничное и соответствующее возрасту развитие (физи­ческое и психическое);

— нормальный уровень функций;

— отсутствие наклонности к заболеваниям.

Для градации здоровья детей используют его качественную ха­рактеристику. Детей на основании результатов медицинских осмот­ров распределяют на 5 «групп здоровья»:

I — здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений;

II — здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений;

III — больные в компенсированном состоянии;

IV — больные в субкомпенсированном состоянии;

V — больные в декомпенсированном состоянии.

Первая группа — это школьники, у которых отсутствуют хрони­ческие заболевания, не болевшие или редко болевшие за период на­блюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физи­ческое и нервно-психическое развитие (здоровые, без отклонений).

Вторую группу составляют дети и подростки, не страдающие хро­ническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (4 и более раз в год) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие. Уточнение состава этой группы особенно важно, так как функцио­нальные отклонения в той или иной мере препятствуют таким детям в осуществлении их социальных функций.

Третья группа объединяет тех, кто имеет хронические заболева­ния или врожденную патологию в состоянии компенсации с редки­ми и нетяжело протекающими обострениями хронического заболе­вания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).

К четвертой группе относятся учащиеся с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых за­болеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

В пятую группу включаются больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, такие больные не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля и наблюдаются по ин­дивидуальным схемам.

Детей по группам здоровья распределяют медики, но это должно учитываться учителями школ, особенно проводящими целенаправленную работу по сохранению здоровья учащихся. Такой учет позволяет:

1) получить статистические срезы показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья для оценки общей картины здоровья учащихся данного образова­тельного учреждения, района или города с целью планиро­вания оздоровительной работы;

2) оценить эффективность лечебно-профилактической рабо­ты, проводимой в образовательном учреждении;

3) выявить факторы риска, влияющие на коллективное здо­ровье детей;

4) определить потребность в специализированных мероприя­тиях и кадрах.

В первую группу попадают обычно около 20-25% учащихся. Этот показатель практически не изменился за последние 50 лет, но качественная характеристика этого контингента стала другой. Значитель­ную часть современных «здоровых» детей составляют те, кому не по­ставили медицинский диагноз, но состояние которых характеризует­ся сниженными адаптационными возможностями и фактически от­носится к «третьему состоянию» по классификации И.И. Брехмана.

С.М. Громбахом (1981) была предложена еще одна группиров­ка популяции, которая на основании состояния здоровья каждого индивида отражает возможность осуществления им основных при­сущих ему социальных функций. Она в большей степени учитыва­ет специфику контингента учащихся и также включает 5 групп:

I. — свободное, неограниченное осуществление социальных фун­кций;

II. — частичное, в узком направлении, ограниченное осуществле­ние своих социальных функций;

III. — ограниченное осуществление социальных функций;

IV. — резко ограниченное осуществление социальных функций;

V. — невозможность осуществления присущих данному лицу со­циальных функций.

По мнению профессора Громбаха, основной социальной функци­ей детей школьного возраста является выполнение всех требований школьного обучения, включая освоение общеобразовательных пред­метов, трудовое обучение, физическое воспитание. Поэтому дети и подростки, полностью соответствующие этим требованиям, долж­ны быть отнесены к I группе. Что касается лиц, которые не могут по состоянию здоровья полностью осуществлять свою социальную фун­кцию и, следовательно, не попадают в I группу, то отнесение их к одной из остальных групп основывается на выраженности отклоне­ний в состоянии их здоровья и соответствующих ограничениях в выполнении социальных функций.

Принадлежность к той или иной социально-гигиенической груп­пе здоровья определяется не фактическим выполнением индивидом его социальной функции, а состоянием здоровья, допускающим это выполнение без чрезвычайного напряжения компенсаторных меха­низмов организма. Таким образом, «цена» здоровья определяется осуществлением той или иной деятельности. При этом данная груп­пировка не отменяет, а лишь дополняет группировку детей по вра­чебным группам здоровья.

Вышеизложенное можно наглядно проиллюстрировать выбор­ками статистических данных по основному медицинскому показа­телю состояния здоровья населения — заболеваемости.

За последние 5 лет первичная заболеваемость детей увеличи­лась в Москве на 12%, подростков — на 35%; частота онкологических заболеваний возросла на 14%; болезней эндокринной сис­темы — на 29,8%, болезней крови — на 36,2%, астмы — на 43%, болезней органов пищеварения — на 22,6%. Впервые за 40 лет вра­чи столкнулись с проблемой гипотрофии юношей-подростков. Дистрофия призывников вышла в число ведущих причин отсева на Призывных пунктах. Вместе с тем выросло и число подростков с избыточной массой тела. Таким образом, значительно меньше ста­ло тех призывников, у кого вес тела в пределах нормы. У сегодняш­них подростков показатели в росте, окружности грудной клетки, динамометрии значительно хуже, чем у их сверстников 10-15 лет назад.

Быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц. За последние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц уменьшилось с 28,3% до 6,3%, т.е. более чем в 3 раза. С 40% до 75% увеличилось число девушек с хроническими заболеваниями. По данным Минздрава РФ, из 6 млн подростков 15-17 лет, прошедших профилак­тические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные за­болевания. При этом треть заболеваний ограничивает выбор буду­щей профессии. Почти 40% юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооруженных силах, а те, кто признан годными редко отличаются хорошим здоровьем. За период прохождения воинской службы течение многих хронических заболеваний ослож­няется, возможность их излечения в дальнейшем становится мало­вероятной.

Одна из самых частых патологий у школьников — нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%. (В США средние показатели — 18%; в Германии — 13%; в Поль­ше — 21%.) По Москве снижение остроты зрения в школе (23,3- 25,5%) выше, чем в среднем по городу (21,8%). Близорукость зани­мает ведущее место в этой патологии и является одной из причин инвалидности и ограничений в выборе профессии. Процент детей с близорукостью увеличивается к концу обучения.

Патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника) чаще встречается у ослабленных де­тей, перенесших болезни, особенно связанные с нарушением солево­го обмена. Из сопутствующих заболеваний, влияющих на формиро­вание порочных осанок, развитие деформаций, отмечаются заболе­вания глаз, пороки развития позвоночника, стоп, заболевания лег­ких, сердца и др.

К числу наиболее распространенных форм патологии у школь­ников относятся заболевания сердечно-сосудистой системы (отклонения артериального давления, вегето-сосудистая дистония и др.), Пищеварительной системы (кариесы, гастриты, холециститы, ко­литы и др.), аллергические проявления. Последние, так же, как и патология дыхательной системы, особенно выражены у детей, про­живающих в экологически неблагоприятных регионах и имеющих нарушения иммунитета, снижение защитных сил организма.

Особое место в структуре детской патологии занимают заболева­ния нервной системы и психической сферы. При общей высокой распространенности этих заболеваний в популяции, дети с явными нарушениями психики не обучаются в школах общего типа. Поэто­му среди учащихся преобладают те, у кого нервно-психические рас­стройства носят пограничный характер. Обычно это астено-невротические и другие дезадаптационные состояния, а так же невротические и патохарактерологические отклонения. По дан­ным ряда исследователей, дети и подростки с такими нарушениями составляют до 80% учащихся об­щеобразовательных школ. Это позволяет считать проблему психи­ческого здоровья подрастающего поколения крайне актуальной.

По данным исследователей, только от 40 до 65% учащихся справляются со школьной программой. У подростков 15-17 лет с ухуд­шением соматического здоровья неадекватная самооценка в 50% случаев, высокая тревожность — в 89%, раздражительность — в 78%, эмоциональная лабильность — в 67%, низкий самоконтроль — в 73%. У 87% этих школьников повышен уровень нейротизма.

Рост патологии у учащихся — характерная тенденция последне­го десятилетия. Так, по данным В.Р. Кучмы (2001), за 10 послед­них лет распространенность функциональных расстройств и хрони­ческих заболеваний сердечно-сосудистой системы среди старшекласс­ников возросла с 10,3% до 17,8%, пищеварительной системы — с 6,6% до 12,5%, позвоночника — с 4,3% до 15,7%, лор-органов — с 6,7% до 10,5%, эндокринно-обменных нарушений — с 2,4% до 7,3%. При этом особо отмечается рост патологии среди учащихся школ нового типа.

По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы заметны следующие негативные тен­денции:

— значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%);

— стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются бо­лее чем у 50-60% школьников;

— резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;

— увеличение числа школьников, имеющих несколько диаг­нозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диаг­нозов).

Состояние здоровья сельских школьников по ряду показателей лучше, чем городских: меньше частота функциональных наруше­ний нервной системы, повышенного артериального давления, дискинезий желчевыводящих путей, ожирения, кариеса зубов, плоско­стопия и сколиозов. Однако в сравнении со средними данными по России, у сельских школьников резко выше показатели по травма­тизму (27% против 8%), по лор-заболеваниям (15% против 3%), близорукости (18% против 9%), аллергии (4% против 2,8%).

Необходимость повышенного внимания именно к функциональ­ным отклонениям детей и подростков, отнесенных к I группе здоро­вья, определяется тем, что они в меньшей степени, чем причислен­ные к III-V группам здоровья, наблюдаются врачами, но именно у них (в 46,5% случаев) формируется хроническая патология, надол­го закрепляющая в последующем таких детей в группах больных. Эти данные подтверждают преимущества первичной профилактики перед лечебными мероприятиями и обусловливают необходимость дифференцированного подхода к лечению детей с учетом всей сово­купности социально-гигиенических и медико-биологических фак­торов, существенно влияющих на исход отклонений в состоянии здо­ровья.

В исследовании здоровья десятиклассников, проведенных со­трудниками Центра образования и здоровья под руководством М.М. Безруких (2002), были получены следующие результаты. Наи­большее распространение имеет кариес (40,1% подростков), что ука­зывает на низкую эффективность мероприятий по санации полости рта. Второе место по распространенности занимают нарушения осан­ки и другие нарушения опорно-двигательного аппарата (28,8%). Снижение остроты зрения выявлены у 23,3%. Такое же распространение имеют заболевания эндокринной системы (патология щитовидной железы и др.), что авторы объяс­няют воздействием факторов периода полового созревания. Патоло­гия сердечно-сосудистой системы выявлена у 16% учащихся. Забо­левания лорорганов (15,7%) и функциональные нарушения пищеварения (14,4%) идут следующими в списке наиболее распростра­ненных отклонений в состоянии здоровья. Далее идут болезни орга­нов дыхания (12,2%), аллергические заболевания (10,8%), нару­шения нервной системы (10,0%).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: