Лекция 1. Менеджмент консалтинг переводят часто как управленческое консультирование, но существует тч.зр., что М-К – это консультирование по экономике и управлению

Менеджмент консалтинг переводят часто как управленческое консультирование, но существует тч.зр., что М-К – это консультирование по экономике и управлению. Первый перевод говорит только о управленческой сфере знаний, а второго придерживаются экономисты, т.к. это позволяет отнести консалтинг к экономической сфере, сфере предпринимательства и бизнеса.

Менеджмент-консалтинг (М-К) заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации».

Виды консалтинговых услуг (классификация Европейского справочника–указателя консультантов по управлению). Классификация является предметной, т.е. разбивка на виды осуществляется в соответствии с видами менеджмента. Консультанты не реализуцют самих функций управления, а дают рекомендации по их выполнению.

Классификация насчитывает около 104 видов консалтинговых услуг. Основные виды:

Общее управление (20 видов – выработка миссии, разработка стратеги, управление нововведениями, крисичное управление и т.д.)

Администрирование (7 видов – анализ документооборота, управление офисом)

Финансовое управление (9 видов)

Управление кадрами (культура корпорации – 20 видов)

Маркетинг (реклама, корпоративный образ и связи с общественностью, дизайн – 14 видов)

Производство – 16 видов

Информационные технологии - 9 видов

Специализированные услуги – обучающий, по управлению электроэнеогетикой, инженерный, экологический информационный, юридический, в государственном секторе, по телекоммуникациям – 9 видов

Особенность сформировавшегося в России термина управленческое консультирование. Этот тремин был перенесен из зарубежной литературы в дореформленный период социологами и психологами. Именно они начиная с 70-х годов стали употреблять его в теоретических работах и применять западную методологию и понятийный аппарат на практике. Это произошло потому, что профессиональная деятельность психологов и социологов возобновилась в 60-е годы, они могли более свободно переносить западный опыт, чем экономисты. В этом смысле рамки консалтинга становятся с одной стороны шире (т.к. охватывают не только экономическую сферу деятельности), но с другой стороны уже, т.к. нет экономической части, если консалтингом занимаются только психологи и социологи.

В определенной степени эта проблема существует и зарубежом. Ведется спор между дненералистами и специалистами (зкспертами) в области менеджмента и менеджмент-консалтинга. Дженералист – от англ. общий, консультант универсального типа, разбирающийся в общих проблемах управления, которые не зависят от того, что является объектом управления. Иногда называют универсалами.

Дженералисты консультируют на осное знаний о законах управления вообще, специалисты на основе знаний в конкретных областях управления и экономики (финансы, стратегическое планирование и т.д.) Это противоречие послужило развитию методологии консалтинга..

Специалисты стали осваивать общие законы управления людьми, чтобы иметь возможность применить их для внедрения своих профессиональных идей и рекомендаций в практику менеджмента клиентской организации. Дженералисты разрабатывают методологию такого внедрения.

В результате развития этих двух тенденций большинство консультантов в развитых странах работаю по Т-образной схеме.

Методологическим основанием деятельности профессиональных консультантов является владение знаниями о процессах управления в целом и навыки взаимодействия с клиентом (процессное консультирование), а экономическая или управленческая специальность выражает ту область конкретных знаний, которые предлагаются клиенту и внедряются в его организацию.

Термин «процессное консультирование» введен в конце 60-х гг. Эдгаром Шейном, этот термин стал прорывом в области методологии консалтинга.

Процессное (соучаствующее) консультирование предпологает, что консультант вырабатывает свои советы и рекомендации в процессе взаимодействия и обмена идеями с клиентом.

В процессном консультировании дженералисткий подход заключается в воздействии на клиента с целью побуждения его к генерации таких идей на материале практической деятельности клиентской организации, но в рамках понятийного аппарата общей теории управления

Задачами экспертного подхода являются квалифицированная оценка этих идей и их адаптация к решению конкретных проблем на базе знаний экспертов специальной области экономике и управления.

Процессный метод консультирования дает двойной эффект: с одной стороны, часть оптимальных решений могла быть не найдена, если бы консультанты вырабатывали их, не используя тех знаний и опыта, которыми обладают клиенты; с другой стороны, многие, даже объективно наилучшие, решения могут не восприниматься клиентом до тех пор, пока он не ощутит своего участия в разработке.

Наиболее эффективное консультирование, на мой взгляд, - это интегрированный консалтинг, когда консультирование осуществляется смешанной командой, состоящей из зкспертов-экономистов, социологов и психологов.

Специальные экономические знания являются необходиым, ноне достаточным условием консалтинга. Консультант должен владеть специальными знаниями по объекту консультирования, но для того, чтобы стать профессиональным консультантом, он должен овладеть специфическими методами этой профессии, т.е. методами внедрения своих знаний непосредственно в практику хозяйственных субъектов.

Элементы организации консалтинга:

· методология консалтинга(производство консалтинговой услуги)

· взаимодействие консультанта и клиента

· управление и финансирование консалтинговой деятельности

· маркетинг консалтинговых услуг

· оценка результатов и качества консалтинговых услуг

Экономика консалтинга – анализ процесса производство и продажа консалтинговых услуг. Этот процесс осуществляется путем взаимодействия субъекта и объекта консультирования.

Субъект – консультант, объект – клиент (клиентская организация, ее проблемы, задачи, процессы).

Применяемое мировой практике понятие «профессиональные услуги по экономике и управлению» является более широким, чем менеджмент – консалтинг.Их отличие состоит в том, что консалтинг предполагает предоставление советов и рекомендаций, а другие профессиональные услуги предполагают выполнение внешними специалистами определенных функций менеджмента вместо штатных менеджеров и специалистов предприятий.

Профессиональные услуги по экономике и увправлению объединяет с понятием консультирование независимость производителеей таких услуг от административной структуры их полуучателя и то, что услуги оказываются на основе применения определенных научных и профессиональных знаний.

Кроме того, большинство фирм и индивидуальных профессионалов, оказывающих такие услуги, одновременно занимаются и консультированием в своей области.

В последние время многие консалтинговые фирмы начинают оказывать и неконсалтинговые профессиональные услуги. Т.о., происходит переплетение и других видов профессиональных услуг.

В российской практике часто всю совокупность оказвываемых услуг по экономике и управлению называют обобщенным термино консалтинг. Услуги в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых решений определяют термином «менеджмент-консалтинг» или «управленческий консалтинг».

Рынок консалтинговых услуг в России достаточно молод по сравнению с западным, однако он уже обладает сформировавшимися взглядами, своими игроками и конкурентной борьбой.

Немного об истории развития консалтинга.

В самом широком смысле сова консультирование как форма подачи независимых советов в обыденной практике существует столько же, сколько существует человечество. В своде основных знаний о менеджмент консалтинге, разработанном Международным советом консалтинговых институтов – история консалтинга начинается с шутки, что Аарон, брат Моисея, был первым менеджер-консультантом, дававшим «деловые» консультации своему менее способному к формулированию мыслей брату.

Другие виды профессиональных услуг бизнесу возникли раньше, чем управленческое консультирование (юридические консалтинговые услуги: нотариальные, адвокатские).

Предпосылками же появления управленческого консультирования стали факторы заинтересованности в нем и со стороны лиц, нуждающихся в консалтинговых услугах, и со стороны лиц, которые могли бы предоставлять консалтинговые услуги, а также факторы внешней среды. А именно:

- наличие рыночной экономики, частного бизнеса и независимых экспертов;

- поиск новых средств повышения эффективности производства со стороны предпринимателей;

- попытки коммерческого приложения своих способностей и знаний специалистами управления;

- логика развития организационной науки.

Отсчет возникновения профессии управленческого консультирования начинается с Фредерика Тейлора, чьи исследования эффективности труда и систем мотивации на сталелитейном заводе в 1889-1891гг. привели к значительному повышению производительности труда и большому удовлетворению клиента. Тейлор был одним из первых профессиональных консультантов в области менеджмент консалтинга и основателем школы научного менеджмента.

Следующим этапом развития консалтинга можно считать открытие первой фирмы по менеджмент консалтингу «Служба исследований бизнеса» в Чикаго в 1914 г.

В 20-30гг. происходило возникновение и распространение консалтинговых фирм в Европе (Англия, Германия), а в 40-50гг. и в других регионах мира (в Азии, Африке, Латинской Америке).

На 50-60гг. пришелся консалтинговый бум, так называемый золотой век консалтинга. Его причиной было ускоренное послевоенное развитие экономики, и он привел к усилению значения консалтинга как элемента рыночной инфраструктуры.

В 70-80 гг. рост сферы консалтинговых услуг относительно стабилизировался, происходило дифференцирование консалтинговых услуг.

Развитие управленческого бизнеса в России началось примерно с 1987 г. Исходной точкой развития рынка консалтинговых услуг в России принято считать начало 90-х годов, как и многое другое, так или иначе связанное с частным бизнесом. Причиной факта и времени возникновения рынка консалтинговых услуг в России являются все те же предпосылки, что обуславливали возникновение консалтинга в мире. Самыми популярными видами консалтинговых услуг того времени можно назвать налоговый и юридический. Несмотря на появление частного бизнеса, который, безусловно, хотел развиваться, и консультантов, способных помочь осуществить это развитие с наименьшими потерями, качественно-высокого спроса на данный вид услуг все же не было. Из основных причин, по которым бизнес не желал обращаться к консультантам, можно обозначить две.

К первой можно отнести отсутствие или недостаток самих консультантов в таких сферах как маркетинг, финансы, менеджмент.

Вторая причина, самая распространенная - искреннее непонимание смысла консультационных услуг. Зачем платить кому-то за то, что знаешь или можешь узнать самостоятельно.

Общее у двух приведенных в пример причин - отсутствие элементарной культуры ведения бизнеса, принципами которой успешно пользовались в странах с развитой рыночной экономикой.

Однако бизнес в России продолжал эволюционировать, а в месте с ним качественно изменялся и рынок консалтинговых услуг. Он становился более понятным, прозрачным и более профессиональным. Ужесточение конкурентной среды, приход на российский рынок крупных западных игроков и экспансия отечественных компаний на зарубежные рынки подняли российскую экономику и частный бизнес на новый уровень.

В большинстве развитых стран консультирование выступает как отдельный сектор услуг (США – 14млрд., в Европе – 8 млрд., Япония – 2,5 млрд).

Большинство крупнейших консалтинговых фирм по своему происхождению является американскими, но каждая имеет филиалы в нескольких десятках стран, от50 до 100 процентов персонала составляют местные консультанты. Деятельность филиалов регулируется законами стран их местонахождения.

30 крупнейших консультационных фирм мира: 21 – американские, 4 – английские, 2 – французские, по 1 – немецкая, голандская, канадская. (50 процентов мирового оборота консалтинговых слуг)

Название 4-х крупнейших – в настоящее время – аудиторско-консалтинговых компаний мира:

Ernst & Young (читается как Эрнст энд Янг);

KPMG (Кеу-Пи-Эм-Джи);

PricewaterhouseCoopers, сокращено - PwC (ПрайсвотерхаусКуперс);

Deloitte & Touche, или Deloitte Touche Tomatsu International (Делойт энд Туш).

Ауди́т, ауди́торская прове́рка — процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. Чаще всего термин употребляется применительно к проверке бухгалтерской отчётности компаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: