При построении алгоритма действий по выработке плана основных мероприятий, органы управления должны исходить из требований базовых нормативных документов, таких как "Общие требования по повышению устойчивости функционирования отраслей промышленности, транспорта, энергетики и сельскохозяйственного производства в чрезвычайных ситуациях".
Настоящие требования содержат принципиальные положения, которыми должны руководствоваться органы управления экономикой, независимо от форм собственности, при разработке и осуществлении мероприятий, направленных на повышение устойчивости их функционирования. Эти требования должны конкретизироваться и дополняться нормативно-правовыми, нормативно-техническими и методическими документами.
Основные этапы выбора и обоснования мероприятий по предотвращению (снижению риска) возникновения аварий и катастроф:
- выявление возможных источников возникновения ЧС (сооружения, технологические установки, виды производств, емкости со СДЯВ, оборудование с опасными параметрами, способы организации производства и т.п.)
|
|
-анализ риска возникновения чрезвычайной ситуаций, на каждом элементе - источнике ЧС и возможных социально-экономических последствий;
-выбор основных направлений предотвращения (снижения риска) возникновения ЧС;
-выбор мероприятий по предотвращению (снижению риска) возникновения ЧС;
по направлениям:
а) защита персонала (населения) и подготовка системы его жизнеобеспечения;
б) рациональное размещение объектов и их элементов;
в) снижение тяжести (локализация) последствий ЧС;
г) подготовка к работе в условиях ЧС;
д) подготовка системы управления, сил и средств ведомственных подсистем РСЧС к ликвидации последствий ЧС;
Рассмотрим каждое из перечисленных направлений:
а) Защита персонала (населения) и подготовка системы его жизнеобеспечения;
Исходя из требований по защите производственного персонала (населения) и подготовке системы его жизнеобеспечения, выделим
С этой целью необходимо: - выявлять источники ЧС;
- прогнозировать последствия;
-уменьшать количество источников ЧС;
1. совершенствование основных фондов и производственных процессов;
2. разработка (уточнение) и соблюдение требований и норм безаварийности.
3. эффективный контроль, за состоянием ОПФ и режимов производства;
4.проведение регулярного технического обслуживания и ремонта ОПФ;
2. повышение квалификации персонала в области безаварийности производства.
В случае невозможности полностью исключить риск возникновения ЧС, еобходимо обеспечить защиту производственного персонала путем:
|
|
* своевременного оповещения персонала об аварии и стихийном бедствии (угрозе);
* создания и подготовки сил и средств, для защиты персонала в условиях ЧС;
* обучения персонала способам защиты в условиях ЧС;
* подготовки к оказанию первой медицинской помощи; -подготовки системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС;
Типовые мероприятия по обеспечению своевременного оповещения персонала:
* создание объектовой системы оповещения;
* поддержание систем оповещения в постоянной готовности;
Создание и подготовка сил и средств по защите персонала включает:
* создание объектовых формирований для проведения СА и ДЫР;
* обеспечение формирований необходимой техникой и имуществом;
* подготовку к обеспечению их продуктами питания и предмета
ми первой необходимости в условиях ЧС;
* обучение их действиям в условиях ЧС;
* поддержание формирований в необходимой степени готовности;
Обучение персонала способам защиты в условиях ЧС предусматривает:
* изучение поражающих факторов ЧС;
* изучение способов защиты от ЧС;
* проведение тренировок и учений;
Подготовка к оказанию первой медицинской помощи осуществляется:
* накопления медицинских средств защиты;
* подготовки к их рациональному использованию;
Подготовка системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС включает в себя:
* организацию коммунально-бытового обслуживания персонала в условиях ЧС;
* защиту продовольствия, водоисточников и систем водоснабжения от порчи, заражения (загрязнения);
* создание резервных источников хозяйственного и питьевого водоснабжения;
* подготовку временных (стационарных и передвижных) средств очистки воды;
* определение режимов деятельности людей в зависимости от степени РА и ХИМ заражения;
* организация дозиметрического и химического контроля;
* подготовку технических средств к проведению работ по обеззараживанию территорий, сооружений, оборудования, транспорта, сырья и материалов;
* подготовку техники и инвентаря к проведению работ в холодное время года;
* подготовку мест и создание условий для нормального отдыха людей, занятых ликвидацией последствий ЧС;
* организацию информационного обеспечения персонала в условиях ЧС;
* морально-психологическую подготовку персонала к действиям в ЧС;
б) Рациональное размещение объектов и их элементов;
При создании новых, реконструкции (расширении существующих) объектов экономики необходимо учитывать требования к их размещению, I а также к размещению их элементов. Исходя из этих требований, можно выделить наиболее общие (универсальные) типовые мероприятия, аименно:
- размещение объектов и выбор площадок для размещения их элементов с учетом рельефа, фунтовых и климатических условий, а также других особенностей местности;
- исключение (ограничение) размещения элементов объекта на локально неблагоприятных участках местности;
- рассредоточение элементов крупных объектов и их разукрупнение, ограничение расширения крупных производств;
- ограничение размещения опасных объектов в зонах опасных природных явлений и размещение их на безопасном удалении от других объектов;
- строительство базисных складов для хранения вредных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ за пределами территории объекта в загородной зоне.
Более подробно вопросы размещения объектов изложены в СНИП 2.01.51-90 (ИНВ.N02715).
Снижение тяжести (локализация) последствий ЧС;
На основе требований по снижению тяжести (локализации) последствий ЧС можно сформулировать цель планирования и ряд типовых мероприятий в этой области. Заблаговременные мероприятия по снижению тяжести последствий ЧС направлены на уменьшение ущерба производственному персоналу и населению, снижению экономического ущерба и ограничению (исключению) негативного воздействия на окружающую среду.
|
|
Эти цели должны достигаться путем:
- защиты основных производственных фондов (ОПФ) от поражающих
факторов ЧС;
. принятия специальных природоохранных мероприятий.
Защита ОПФ:
- повышение физической стойкости ОПФ;
- установка пожарной сигнализации, систем пожаротушения;
- внедрение технологий, конструкций зданий, оборудования, обеспечивающих снижение вероятности возникновения ВФП;
- защита уникального и ценного оборудования, подготовка его к
эвакуации.
Природоохранные мероприятия:
- очистка стоков, газов;
- герметизация оборудования, трубопроводов;
- снижение использования в технологиях веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы.
Подготовка к работе в условиях ЧС;
Учитывая, что подготовка объектов экономики к работе в условиях ЧС должна осуществляться путем:
- обеспечения выпуска важнейших видов продукции (услуг) в условиях ЧС;
- устойчивого снабжения объектов материально-техническими ресурсами, энергией и водой;
- обеспечения безопасности работающей смены, то типовые мероприятия в этой области можно представить в следующем виде:
1. - оценка возможностей выпуска важнейших видов продукции;
- совершенствование производственных связей с поставщиками;
- подготовка к независимому, функционированию отдельных производств;
-подготовка к работе по упрощенной технологии.
2. - создание минимально необходимых запасов материально технических ресурсов;
- подготовка к использованию местных ресурсов;
- обеспечение автономных источников энергией и водой;
- использование кабельных линий электрических передач;
- электрическое снабжение объекта от двух и более источников;
- подготовка к централизованному отключению отдельных потребителей;
- обеспечение аварийного освещения территории и помещений;
- обеспечение объектов системами оборотного водоснабжения и автономными водозаборами.
3. - своевременного оповещения персонала об аварии и стихийном бедствии (угрозе);
|
|
-создания и подготовки сил и средств, для защиты персонала в условиях ЧС; - обучения персонала способам защиты в условиях ЧС;
- подготовки к оказанию первой медицинской помощи;
- подготовки системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС;
Подготовка системы управления, сия и средств ведомственных подсистем РСЧС к ликвидации последствий ЧС;
Подготовка системы управления, сил и средств ведомственных подсистем РСЧС к ликвидации последствий ЧС должна быть направлена, на:
- создание условий для своевременного оповещения персонала и населения;
- проведение СА и ДНР.
Эти цели достигаются путем:
а) заблаговременной подготовки сия и средств РСЧС, которая включает в себя:
- создание и обучение формирований, материально техническое обеспечение;
- создание чрезвычайных резервных фондов материально-технических
ресурсов;
- подготовка к развертыванию постов наблюдения и контроля;
- подготовка к использованию местных ресурсов;
- обеспечение автономными источниками энергией и водой;
- создание и сохранность страхового фонда документации.
б) подготовкой системы управления ведомственных подсистем РСЧС.которая включает в себя следующие типовые мероприятия;
- разработка и постановка задач отраслевым звеньям на ЛПА.ЧС;
- обеспечение отраслевых органов управления и нормативно-технической документации;
- создание СНЛК на территории объектов отрасли и прилегающей
местности;
- создание и поддержание в готовности систем оповещения;
- создание систем сбора и анализа информации об источниках ЧС;
- создание системы пунктов управления;
- развитие системы связи в отрасли;
- уточнение прогнозов возможных ЧС и планов действий;
- подготовка отраслевых и объектовых АСУ к работе в ЧС;
- подготовка персонала органов управления отрасли и объекта;
- обеспечение контроля, за безопасным функционированием объектов и их готовностью;
рущественные различия в отраслевом планировании не позволяют дать абсолютно четкие рекомендации, что обусловлено в первую очередь специфическими особенностями отраслей.
Здесь, видимо, придется исходить из особых требований к отраслям промышленности, транспорта и энергетики.
Начать изучение типовых мероприятий логично с наиболее потенциально опасных производств.