Исходные данные для движения по азимутам

№ точки Участок маршрута Магнитный азимут, Ам, град Расстояние м Расстояние пар шагов Время, мин
1. Сарай - брод        
2. Брод - перекресток дорог        
3. Перекресток дорог - памятник        
4. Памятник - мост        

В тех случаях, когда требуется выдержать лишь общее направление движения, например, направление наступления, схема (таблица) движения не составляется.

8.2.2. Организация движения по азимутам

При движении по азимутам в составе подразделения назначаются направляющий, который определяет по компасу и выдерживает в пути направление движения, и не менее двух человек для ведения счета пройденного расстояния в парах шагов.

Желательно заранее пройти известное расстояние, например, 100 м и узнать, сколько в него умещается пар шагов. Для человека среднего роста это составляет 60–62 пары. При отсутствии такой возможности длину пары шагов

(в см) можно определить по эмпирической формуле:

Д = 2/(Р:4 + 37),

где Д - длина пары шагов;

Р - рост человека, см;

4 и 37 - постоянные числа.

Пример. Рост разведчика 175 см. Определяем длину пары шагов:

Д = 2/(175: 4 + 37) ≈ 2/(44 + 37) = 162

В 100 м умещается 62 пары шагов:

100 00 см /162 см ≈ 61,7

На местности движение сгруппировать по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому.

На точке № 1 (рис. 8.14) указатель мушки компаса устанавливают на отсчет 34° и отпускают тормоз магнитной стрелки, затем компас поворачивают в горизонтальной плоскости до совмещения северного конца стрелки с нулевым делением шкалы. Визирная линия через целик и мушку при таком положении компаса и будет определять направление на точку № 2 (брод). Чтобы выдержать в пути это направление, на линии визирования замечают удаленный промежуточный ориентир (куст, камни).

Движение совершают строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом ведут счет пар шагов. У промежуточного ориентира вновь определяют по компасу направление, магнитный азимут которого равен 34°. Так совершают движение, пока не будет пройдено 633 пары шагов. Если брод будет виден еще до подхода к нему, последнюю часть участка проходят без промежуточных ориентиров.

Нельзя проводить измерения магнитных азимутов вблизи техники, линий электропередач, трубопроводов, мест залегания электрокабелей, металлосодержащих местных предметов (металлических водонапорных башен, мостов и т.д.), во время грозы, в приполярных районах – при полярном сиянии.

При движении по азимутам, особенно на закрытой местности, необходимо использовать в качестве вспомогательных ориентиров небесные светила: Солнце, Луну, яркие звезды.

При этом нужно проверять азимут направления движения не реже, чем через каждые 15 минут, так как небесные светила перемещаются по небосводу.

Порядок движения по азимутам. При движении подразделения по азимутам назначается ведущий (направляющий), который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначают двух человек, которые ведут счет парам шагов. Расстояния, указанные в метрах на схеме (в таблице), переводят в пары шагов с учетом величины шага каждого счетчика.

На исходной точке маршрута направляющий определяет по компасу нужное направление движения, заданное магнитным азимутом на первую точку поворота маршрута, замечает в этом направлении промежуточный ориентир, стрелку компаса ставит на тормоз и начинает движение по возможности по прямой линии. За ним следуют счетчики пар шагов. Достигнув промежуточного ориентира, направляющий вновь определяет направление движения по компасу, намечает следующий промежуточный ориентир и движется к нему. Таким образом он выходит к первой точке поворота маршрута. Затем все действия повторяются. Если промежуточных ориентиров не видно, то направление движения выдерживают по компасу. Для выдерживания направления движения используют также линейные ориентиры или следы от движения боевых машин (лыж). На открытой местности направление движения можно выдерживать по створу, оставляя позади себя через известные промежутки какие-нибудь створные знаки (веху, кол и т.п.). Оглядываясь на эти знаки, следят, чтобы направление движения не уклонялось от створной линии.

Если возникнет необходимость вернуться обратно по тому же маршруту, все азимуты направлений движения по участкам следует перевести в обратные.

При движении по азимутам могут встречаться как естественные, так и искусственные препятствия (заболоченные участки, минные поля, лесные завалы и т.п.), которые легче обойти, чем преодолеть. Порядок обхода зависит от ширины и характера препятствий. Если противоположная сторона препятствия видна, то на той стороне препятствия, к которой вышли, записывают количество пройденных шагов. Затем на противоположной стороне препятствия в направлении движения замечают какой-либо ориентир, определяют до него расстояние простейшим способом и прибавляют к длине пройденного пути. После этого обходят препятствие по его границе. Далее по компасу определяют нужное направление и продолжают движение к очередной точке поворота маршрута (рис.8.15,а).

В некоторых случаях замеченный за препятствием ориентир бывает трудно опознать при подходе к нему. Чтобы проконтролировать правильность выхода к ориентиру, в исходной точке оставляют какую-нибудь заметку, например, ставят веху или делают затес на дереве. При выходе определяют величину магнитного азимута на исходную точку (обратный азимут), который отличается от азимута заданного направления на 180°. Провизировав исходную точку по обратному азимуту и, убедившись, что это направление точно совпадает с направлением на исходную точку, продолжают движение.

Если противоположная сторона препятствия не видна, то при выходе в точку А (рис.8.15, б) изучают местность и намечают сторону, по которой легче обойти препятствие. После этого по компасу определяют азимут направления вдоль границы препятствия (320°) и начинают движение, ведя счет парам шагов, до его границы.

Рис.8.15. Обход препятствий:

а - противоположная сторона препятствия видна; б - противоположная сторона препятствия не видна

При этом необходимо строго выдерживать прямолинейность движения. На границе препятствия в точке В (любая точка на местности) делают остановку и определяют направление движения по азимуту, соответствующему направлению основного маршрута (50°). По этому направлению движутся до выхода за границы препятствия (до точки С). В точке С определяют направление движения, параллельное линии АВ, то есть обратный азимут направления АВ (140°). Двигаясь по направлению линии СД, отсчитывают количество пар шагов, равное измеренному по линии АВ, то есть 142 пары шагов.

В точке Д определяют по азимуту направление движения, соответствующее направлению движения до выхода к препятствию (50°); к количеству пар шагов, измеренному до точки А, прибавляют расстояние ВС (238 пар шагов) и продолжают движение к намеченной ранее точке поворота маршрута.

При движении на машине обход препятствия совершают вначале один-два члена экипажа пешим порядком, одновременно ведя разведку пути объезда препятствия.

Точность движения по азимутам. Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок определения направлений движения и измерения расстояний. Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, то есть 100 м на каждый километр пройденного пути. Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота. В некоторых случаях, например, при движении по азимутам зимой на лыжах, расстояния измеряют приближенно по времени и скорости движения. Чтобы избежать потери ориентировки из-за неточности измерения расстояний, на точках поворота надо выбирать хорошо видимые издали ориентиры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: