Трагическое и комическое

Трагическое и комическое определяют ценностные свойства не предметов, а процессов. Т. или к. х-р могут иметь только действия, они восходят к изначально не расчлененному драматическому (действенному) восприятию мира. В дальнейшем эта связь сохранилась, нашла четкое выражение в трагедии и комедии. Сущность этих жанров в том, что они образно моделируют столкновение и противоборство неких жизненных сил, раскрывают конфликтные отношения между реальностью и человеческими идеалами.

Трагическое существует только в искусстве. В жизни оно не имеет отношения к эстетике, т.к. при его созерцании и тем более при участии у нормальных людей не возникает эстетического события (э. наслаждения), а лишь мучительные страдания. При этом трагедия в искусстве несет в себе мощный заряд в сфере именно эстетического восприятия (пример – события в Беслане).

Воспитательный потенциал трагедия в искусстве был осмыслен уже в древней Греции. Смысл ее – катарсис (потрясение, приводящее к очищению души). Аристотель – о законах трагического написал в трактате «Поэтика». Одно из важнейших правил трагедии – отсутствие случайности - осознанный выбор «судьбы» как высшее проявление свободной воли. Трагический герой – носитель принципа, выходящего за рамки индивидуального бытия - некой всемирно-исторической или общественной идеи. В торжестве чести, в триумфе общественного долга – продолжение трагического героя в человечестве. Закономерность трагического в событийной сфере – переход гибели в воскресение, а в эмоциональном – переход скорби в радость. Трагическая эмоция – сочетание глубокой печали и высокого восторга. В трагедии близость и неизбежность смерти заставляют человека острее пережить все краски мира, всю радость и сложность бытия. Для трагедии смерть – момент истины, когда отчетливо проступают правда и фальшь, добро и зло, сам смысл человеческого существования.

Трагедия – философское искусство, решающее высшие метафизические проблемы жизни и смерти, осознающее смысл бытия, его высшие ценности, анализирующее глобальные проблемы его устойчивости, вечности, бесконечности, несмотря на постоянную изменчивость.

В ХХ веке трагическое выходит за рамки собственно эстетического опыта, сливается с трагизмом жизни, становится констатацией этого трагизма и не способствует восстановлению гармонии человека с Универсумом.

Комическое – тоже столкновение реального с идеальным. Но если в трагическом поражение терпит идеальное, то в комическом – реальное. Ничтожность и пошлость, антиидеальность жизни высмеивается, уничтожается насмешкой. Комическое разоблачает то, что противоречит идеалу, а значит – преодолевает его, освобождается от него (при этом смешное – явление психофизиологическое, комическое – эстетическое). Смех – оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порок, как сознание, что он угадан и по поводу его уже раздался смех (С. Щедрин). Чаплин: для нашей эпохи юмор – противоядие от ненависти и страха: он рассеивает туман подозрительности и тревоги, окутавшие ныне мир. Комичность врага – его ахиллесова пята. Вскрыть комичность противника – значит одержать первую победу над ним, мобилизовать силы на борьбу с ним, преодолеть страх и рассеянность. Смех – иерархичен, он разрушитель всех табелей о рангах. Он величайший анархист мира.

Психологический механизм комедийного смеха сродни испугу. Это неподготовленное переживание: человек настроился на восприятие значительного, существенного, а перед ним – пустышка. Смех – «радостный испуг», радостное «разочарование-изумление», которое прямо противостоит восторгу и восхищению. При этом еще Аристотель заметил, что смех вызывается такой ошибкой и безобразием, которое не угрожает жизни и не вызывает страданий. В противном случае веселая реакция исключается.

Чувство юмора – эстетическое чувство:

- опирается на идеал, противопоставляя его воспринимаемому явлению (в противном случае – это скепсис, пошлость, скабрезность);

- предполагает эмоционально охватить противоречия действительности;

Присуще эстетически развитому уму, способному быстро, эмоционально-0критически оценивать явления;

Предполагает склонность к богатым ассоциациям, неожиданным сопоставлениям;

- рассматривает явления критически с точки зрения его общечеловеческой ценности.

Активная творческая форма чувства юмора – остроумие. Истинное остроумие человечно и основывается не на нигилизме, а на утверждении эстетических идеалов – стремится разрушить существующий несправедливый мир и создать новый, в соответствии с идеалом.

Различные модификации комического: ирония, сарказм, сатира, фарс, гротеск, каламбур, благ, гегг и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: