Категории и понятия эстетики

«Эстетическое» - метакатегория эстетики, т.е. наиболее общая категория эстетики, с помощью которой обозначается ее предмет и системное единство всего комплекса эстетических категорий (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое) – то общее, что им присуще. Эстетическое было осознано как самостоятельная и основополагающая для системы эстетических знаний категория только во второй половине ХХ в. До этого эстетическое отождествлялось с прекрасным и соответственно эстетическая наука трактовалась как философия прекрасного.

Одной из причин широкого распространения категории эстетического в науке ХХ в. стала почти полная девальвация категории прекрасного (место прекрасного в современной культуре заняли новые «шок-ценности» - новизна, интенсивность, необычность, абсурдность и т.д.) Эстетическое – более абстрактная и обобщенная категория, которая может включить в себя все разнообразие явлений современной культуры.

С помощью категории «эстетическое» обозначается духовно-практический опыт человека, который основывается на специфической системе неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта, в результате чего человек получает духовное наслаждение (эстетическое удовольствие, духовную радость). Эстетический опыт может иметь чисто духовный характер – созерцание объекта. Возникающее при этом эстетическое переживание исследователи трактуют как врожденную духовную потребность человека, как «источник бескорыстных эмоций», связанных с удовольствием от восприятия выразительной формы, гармоничной конструкции предметов и явлений в окружающей реальности, результатом которых является гармонизация взаимоотношений человека с миром.

Эстетический опыт может иметь и духовно-практический, материальный характер, выражаясь в эстетической деятельности. Высшая форма эстетической деятельности – художественное творчество. Однако эстетическая деятельность шире области искусства – она охватывает все сферы бытия человека. Так, к эстетической деятельности относится этикетное поведение, выполнение различных обрядов и ритуалов, деятельность в окружающей природной и материальной среде и т.д. К эстетической деятельности относится и выработка эстетических вкусов, идеалов, взглядов, вынесение эстетических суждений, оценок, т.е. эстетическое развитие и самосовершенствование личности. При этом эстетические формы многообразны и базируются не только на законах красоты. Например, существует смеховая культура (карнавал, анекдоты, каламбуры, розыгрыши, т.е. эстетическая деятельность, протекающая по законам комического) или обряды погребения (трагическое), обряды венчания (возвышенное). Существуют молодежные субкультуры, в которых эстетическое саморазвитие происходит не столько по законам красоты (т.е. меры, гармонии), сколько по законам выразительности.

Таким образом, категория «эстетическое» в современном понимании - категория, связанная с обобщением законов эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, с решением проблемы человеческого значения бытия и его многообразных проявлений (постижения их ценностей для человеческого рода). Понимание эстетического как общечеловеческой ценности служит ключом к раскрытию сущности его форм – прекрасного, возвышенного, трагического, комического, безобразного, низменного.

Прекрасное выступает коренной категорией эстетики. Суть эстетического освоения действительности – в соотнесении реальности с идеалом. Эстетическое переживание возникает именно тогда, когда в непосредственном чувственном восприятии человеком реального предмета этот предмет соотносится им с воображаемым идеалом. От качества этого соотношения зависит эстетическая оценка предмета. Красота и выражает в представлении человека наивысшую степень соответствия идеала и реальности. Созерцание красоты вызывает в человеке то самое духовное, эстетическое наслаждение, которое приводит к гармонизации его взаимоотношений с миром. Поэтому не случайно эстетическое долгое время отождествлялось с красотой и прекрасным, а сама эстетическая наука трактовалась как философия прекрасного.

В то же время понятие красоты, тесно связанное с идеалом, отличается исторической изменчивостью. Каждая эпоха, каждая эстетическая концепция раскрывала тайну красоты с позиции выработанных в обществе идеалов. Искусство, создававшее в каждую эпоху художественные модели человеческой красоты, дает богатейший материал для такого рода анализа. Примеры: «палеотические Венеры», причудливые раскраски, рубцовый орнамент на теле «дикарей» - выражение причастности к духовно-мистическому, священному, деформация ступней японских красавиц и неестественно зауженные талии светских дам на европейский манер - выражение причастности к высшему обществу (новорусские «навороты»). Примеры несоответствия идеалов красоты в разных слоях общества в литературе: повесть В. Липатова «Еще до войны», повесть А. Куприна и др. Прекрасное всегда было исторически изменчиво, исторически относительно, и ни одна эпоха не владела абсолютной эстетической истиной. Соотнося реальный мир со своими идеалами, каждая эпоха находила красоту в том, что соответствовало этим идеалам, и на такой основе производило переоценку ценностей. (Даже в отношении природы: если раньше природные объекты оценивались с позиции человеческого идеала, то сейчас распространена теория р том, что в природе отсутствует категория безобразного).

Безобразное – антипод прекрасного. Безобразное – та область неутилитарных субъект-объектных отношений, которая связана с антиценностями, с негативными эмоциями, чувством неудовольствия, отвращения и т.д.

Еще в греко-римской античности было замечено, что безобразное как антипод прекрасного проявляется практически во всех сферах бытия: в природе (разрушающиеся и разлагающиеся объекты и существа), в человеке (болезни, ранения, различные патологии, смерть), в политике и государственном управлении (обман, коррупция, несправедливые суды) и т.п. Но определять безобразное только как антипод прекрасного недостаточно. Б. – эстетическое свойство предметов, естественные природные данные которых имеют отрицательное общечеловеческое значение, хотя и не представляют серьезной угрозы человечеству, т.к. заключенные в этих предметах силы освоены человеком и подчинены ему. Б. - отрицательная общечеловеческая значимость предметов, находящихся в сфере свободы (б. отталкивает, но не пугает).

Более сложный характер имеет историческое осмысление безобразного в искусстве. Уже Аристотель узаконил его место в различных искусствах. Он признавал, что изображение безобразных предметов (трупов, отвратительных животных) допустимо в живописи, ибо доставляет удовольствие самим фактом искусства – искусного подражания (мимесис). В драматических искусствах, согласно Аристотелю, безобразное как не доставляющее реального страдания (в отличие от действительности) трансформируется в смешное (в комедии) или способствует самоотрицанию (своеобразной профилактике безобразного в действительности) в трагедии.

Особое место проблема безобразного занимала в христианской эстетике. Б. в природе и в человеке рассматривалось как следствие грехопадения (порча красоты как божественного проявления). С другой стороны, чувственная красота трактовалась как источник вожделения и греховных соблазнов, поэтому христианам предписывалось ее умалять, скрывать. Неприглядный и даже безобразный внешний вид вполне может совмещаться с внутренней (духовной) красотой. Вид распятого Христа становится символом его божественной красоты (отсюда – эстетика аскетизма христианского монашества, в которой эстетизируется разрушающаяся, гниющая плоть, слезы и рыдания) Здесь феномен безобразного выступает символом аскетического подвига, христианского мужества, духовной стойкости. Абсолютно безобразное понимается как небытие (отсутствие формы).

Искусство Возрождения и классицизма практически полностью исключает безобразное из своего арсенала. Например, Лессинг писал, что телесная красота заключается в гармоничном сочетании разнообразных частей, которые могут быть охвачены одним взглядом. Б. – дисгармония частей и целого. По Лессингу, б. не является предметом искусства и допустимо лишь для усиления прекрасного, как смешное и страшное. Гегель вообще не уделил этой категории специального внимания.

В последствии – в романтизме, реализме, в современном искусстве образы безобразного вновь занимают видное место. И.К.Ф. Розенкранц - автор фундаментального исследования «Эстетика безобразного», выделяет виды безобразного: бесформенность (аморфность, ассиметрия, дисгармония); неправильность или ошибочность (в стиле, в искусстве); уродство, дефигурация. Эстетизация безобразного вновь возрождается в ХХ веке, что связано с социальным злом, бездуховностью, с насилием над природой и человеком (экспрессионизм, сюрреализм – «Тошнота» Сартра, театр абсурда, боди-арт с потоками крови, разнообразные «экшины», вызывающие ужас, шоковое состояние, в дальнейшем - фильмы ужасов, боевики, фильмы-катастрофы и т.д.) С одной стороны – это протест против несвободы человека в индустриальном мире, с другой – такое искусство часто преследует коммерческие цели (спекуляция на одном из самых сильных чувств человека – страхе смерти, на желании публики «получить адреналин»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: