Организация технического обслуживания автомобилей на АТП
Организация технического обслуживания автомобилей на СТО
Лекция № 6
Организация технического обслуживания автомобилей на СТО и АТП
6.1 Организация технического обслуживания автомобилей на СТО
6.2 Организация технического обслуживания автомобилей на АТП
Техническое обслуживание автомобилей представляет собой комплекс работ, направленных на предупреждение отказов и неисправностей, поддержание автомобилей в исправном состоянии и обеспечение надежной, безопасной и экологически чистой эксплуатации.
Техническое обслуживание на СТОА включает следующие виды работ: контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, электротехнические, работы по системе питания, заправочные, смазочные и другие.
По периодичности, перечню и трудоемкости выполнения работы по ТО легковых автомобилей подразделяются на следующие виды:
– ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
– периодическое техническое обслуживание (ТО),
– сезонное обслуживание (СО).
ЕО включает заправочные работы и контроль, направленный на каждодневное обеспечение безопасности и поддержание надлежащего внешнего вида автомобиля. Большей частью ЕО выполняется владельцем автомобиля перед выездом, в пути или по возвращении на место стоянки.
ТО предусматривает выполнение определенного объема работ через установленный эксплуатационный пробег автомобиля. В соответствии с нормативами: ЕО один – раз в сутки, ТО (км):
СО предусматривает выполнение ТО и дополнительных операций по подготовке автомобиля к зимней или летней эксплуатации согласно рекомендациям заводов-изготовителей.
Для качественного выполнения ТО и ТР СТОА оснащается необходимыми постами, устройствами, приборами, приспособлениями, инструментом и оснасткой, технической документацией.
Режимы ТО устанавливаются заводами-изготовителями. Сезонное обслуживание (СО) включает работы, проводимые при подготовке автомобиля к зимней или летней эксплуатации.
В основу организации производства положена единая для всех станций функциональная схема.
Автомобили, прибывающие на станцию для проведения ТО и ремонта, проходят мойку и поступают на участок приемки для определения технического состояния, необходимого объема и стоимости работ.
Если при приемке в процессе диагностирования будут выявлены неисправности автомобиля, угрожающие безопасности движения, то они подлежат устранению на СТО по согласованию с владельцем автомобиля.
После приемки автомобиль направляют на соответствующий производственный участок. При этом работы ТР предшествуют работам ТО.
В случае занятости рабочих постов, на которых должны выполняться работы согласно наряд-заказу, автомобиль поступает в зону ожидания, а оттуда по мере освобождения постов направляется на тот или иной производственный участок. После завершения работ автомобиль поступает на участок выдачи. Перед выдачей владельцу автомобиль, прошедший ТО или ремонт, должен быть принят техническим контролером. В случае некачественного выполнения ТО или ремонта владелец автомобиля может предъявить станции рекламацию. Сроки гарантий на работы ТО и ТР определены Положением: по ТО — 10 дней, по ТР — 30 дней и по окраске кузова — 6 мес.
Станциями технического обслуживания обычно выполняются все виды ТО и ТР автомобилей, а на крупных СТО и капитальный ремонт агрегатов. Выявленные неисправности устраняются станцией по согласованию с владельцем автомобиля. Капитальный ремонт агрегатов на станциях, как правило, выполняется индивидуальным методом. Для сокращения простоя автомобилей ремонт может осуществляться обезличенным методом, путем замены неисправных агрегатов и узлов на исправные.
Кроме того, СТОА могут проводить предпродажную подготовку автомобилей по договорам с торгующими организациями, а также продавать запасные части, автомобильные принадлежности и материалы и организовывать посты для ТО и ремонта силами владельцев, а также специальные передвижные мастерские для оказания технической помощи вне станции.
Определение технического состояния автомобиля, его агрегатов и узлов, выявление скрытых неисправностей, а также контроль качества выполненных работ осуществляются с помощью средств диагностирования. Диагностирование производится по заявке владельца автомобиля либо в соответствии с технологией работ и выполняется на специализированных участках диагностирования или непосредственно на рабочих постах.
В связи с тем, что поступающие на станцию автомобили требуют проведения самых различных по наименованию и объему работ ТО и ТР, организация производства станции должна обеспечивать выполнение любого их сочетания, т. е. обладать достаточной гибкостью технологического процесса ТО и ТР. На практике это требование удовлетворяется применением метода выполнения ТО и ремонта на универсальных постах.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
ЕО включает в себя следующие операции:
• уборку и мойку автомобиля;
• контроль технического состояния систем и механизмов, от которых зависит безопасность движения (рулевое управление, тормозная система, приборы освещения и сигнализации);
• заправку топливом;
• контроль уровня масла и охлаждающей жидкости в двигателе, тормозной жидкости в бачках рабочей тормозной системы и гидропривода сцепления.
Уборочно-моечные работы — уборка кузова (кабины) и платформы, мойка и сушка автомобиля (прицепа, полуприцепа), санитарная обработка специального подвижного состава, чистка зеркал заднего обзора, фар, подфарников, указателей поворота, задних фонарей и стоп-сигнала, переднего и боковых стекол кабины и номерных знаков.
Контрольно-смотровые работы — осмотр транспортного средства с целью выявления наружных повреждений, а также проверка работоспособности важнейших агрегатов, механизмов и систем автомобиля.
Первое техническое обслуживание (ТО-1)
При проведении ТО-1 выполняются контрольно-диагностические, крепежные, смазочные и регулировочные работы с целью исключения случайных отказов до очередного технического обслуживания, экономии топлива и других эксплуатационных материалов, а также уменьшения загрязнения окружающей среды.
На ТО-1 подвижной состав поступает после мойки и уборки.
После проведения технического обслуживания автомобиля необходимо проверить работоспособность агрегатов, механизмов и приборов автомобиля.
Второе техническое обслуживание (ТО-2)
При проведении ТО-2 кроме работ, выполняемых при ТО-1, выполняют некоторые контрольно-диагностические и регулировочные работы, связанные с частичной разборкой автомобиля, снятием агрегатов и проверкой их на специальном оборудовании. При необходимости меняют масло в двигателе, трансмиссии, механизме рулевого управления, насосе высокого давления и пр.
Заканчивают ТО-2 мойкой салона теплой водой с моющим средством и протиркой сухой тряпкой.
Сезонное техническое обслуживание (СО)
Сезонное техническое обслуживание проводят два раза в год с целью подготовки автомобиля к эксплуатации в холодное или теплое время года, совмещая его с очередным техническим обслуживанием, обычно с ТО-2.
Классификация операций ТО проводится по следующим признакам: по видам работ ТО; по трудоемкости работ ТО; по структуре операции ТО; по агрегатам и системам автомобиля; по мести выполнения операций над автомобилем; по способу выполнения операций. Анализ операций ТО целесообразно рассматривать на примере типовой технологии ТО грузового автомобиля.
В соответствии с признаком «виды работ технического обслуживания» объем работ ТО-1 составляет 92 операции, ТО-2 — 162 операции, СО — 185 операций. При этом практически все операции ТО-1 включены в состав ТО-2, а операции ТО-2 — в СО. В объеме СО присутствуют 23 специфические операции.
В зависимости от числа постов, между которыми распределяется комплекс работ данного вида обслуживания, различают два метода организации работ: на универсальных и на специализированных постах.
Метод ТО автомобилей на универсальных постах заключается в выполнении всех работ вида ТО на одном посту группой исполнителей, состоящей из рабочих всех специальностей (слесарей, смазчиков, электриков) или рабочих-универсалов, где исполнители выполняют свою часть работ в определенной технологической последовательности. При данном методе организации технологического процесса посты могут быть тупиковые проездные.
Тупиковые посты в большинстве случаев используются при ТО-1 и ТО-2. Проездные — преимущественно при ЕО.
Недостатками метода (при тупиковом расположении постов) являются следующие: значительная потеря времени на установку автомобилей на посты и съезд с них; загрязнение воздуха отработанными газами при маневрировании автомобиля в процессе заезда на посты и съезда с) них; необходимость неоднократного дублирования одинакового оборудования.
Сутью метода ТО автомобилей на специализированных постах является распределение объема работ данного вида ТО по нескольким постам. Посты, рабочие и оборудование на них специализируются с учетом однородности работ или рациональной их совместимости.
Метод специализированных постов может быть поточным, операционно-постовым.
Поточный метод основан на применении поточной линии — такой совокупности постов, при которой специализированные посты располагаются последовательно по одной линии. Необходимым условием при этом является одинаковая продолжительность пребывания автомобиля на каждом посту (синхронизация работы постов).
При поточном методе специализированные посты могут быть расположены прямоточно, как это организуется при ЕО и поперечно по отношению к направлению движения потока.
Достоинствами метода являются сокращение потерь времени на перемещение автомобиля (рабочих) и экономное использование производственных площадей. Недостатком является невозможность изменения объема работ (в сторону увеличения) на каком-либо из постов, если не предусмотреть для этой цели резервных (скользящих) рабочих, включающихся в выполнение дополнительно возникших работ, чтобы обеспечить соблюдение такта линии. Часто эти функции скользящих рабочих возлагаются на бригадиров.
При организации ТО на поточных линиях различают потоки непрерывного и периодического действия. Потоком непрерывного действия (применяется только для работ ЕО) называют такую организацию технологического процесса, при которой ТО производится на непрерывно перемещающихся по рабочим зонам автомобилях. Скорость конвейера при этом выбирают в пределах 0,8... 1,5 м/мин. Расстояние между перемещаемыми друг за другом автомобилями(2...4 м в зависимости от скорости конвейера) выбирается с учетом того, что оно является частью длины рабочей зоны.
Потоком периодического действия называют организацию технологического процесса, при котором автомобили периодически перемещаются с одного рабочего поста на другой (скорость конвейера — до 15 м/мин).
При операционно-постовом методе обслуживания объем работ данного вида ТО распределяется также между несколькими специализированными, но параллельно расположенными постами, за каждым из которых закреплена определенная группа работ или операций. При этом работы или операции комплектуются по виду обслуживаемых агрегатов и систем (например: механизмы передней подвески и переднего моста; задний мост и тормозная система; коробка передач, сцепление и карданная передача). Обслуживание автомобилей в этом случае выполняют на тупиковых постах.
Преимуществами данного метода являются: возможность специализации оборудования; повышение уровня механизации; повышение качества работ и производительности труда; более оперативная организация технологического процесса (независимость постановки автомобилей на пост). Недостатком метода является то, что необходимость перестановки автомобилей с поста на пост требует маневрирования автомобиля, что вызывает увеличение непроизводительных потерь времени, а также загазованность помещений отработавшими газами.
При данном методе целесообразно ТО организовывать в несколько приемов (заездов), распределив все работы ТО на несколько дней.
Организация ТО-1 и ТО-2 на универсальных постах. При небольшом списочном составе парка, а следовательно, небольшой программе ТО не удается использовать поточный метод обслуживания. В этом случае ТО проводят на универсальных постах, обеспечивающих полное выполнение перечня обязательных операций ТО-1 (или ТО-2) на каждом из них.
При использовании для ТО универсальных постов применяется частичная или полная специализация исполнителей — по видам работ или по группам агрегатов.
Посты используются тупикового и проездного типов. Проездные посты, позволяющие сохранить маневрирование подвижного состава, наиболее предпочтительны для обслуживания автопоездов и автобусов сочлененного типа.
При программе обслуживания до восьми автобусов в сутки НИИАТ рекомендует выполнять ТО-1 на универсальном тупиковом посту.
Организация ТО-1 на потоке. К основным условиям, при которых достижима эффективность поточного метода, относятся:
• достаточная для полной загрузки поточной линии суточная или сменная программа обслуживания;
• строгое выполнение всего комплекса операций определенного для данного вида обслуживания автомобиля и условий его работы;
• четкое распределение перечня операций по отдельным исполнителям;
• правильный расчет такта линии и строгое его выполнение;
• максимальная механизация и автоматизация работ, включая передвижение автомобиля с поста на пост;
• максимально возможная специализация отдельных постов по виду выполняемых работ при большой программе обслуживания и совмещение работ различного вида на одном посту при относительно небольшой программе;
• хорошо налаженное снабжение поточной линии всеми необходимыми деталями, материалами и инструментом, хранящимся вблизи от рабочих постов или непосредственно на постах;
• возможность переходов рабочих с поста на пост и наличие так называемых «скользящих» рабочих для продолжения незаконченной операции или оказания помощи в работе соседним постам (особенно при разномарочном составе автомобилей), а также наличие при необходимости дополнительного поста для завершения работ, по каким-либо причинам не выполненных на самой линии.
На линии может быть предусмотрен нерабочий пост, который чаще всего используется для стоянки автомобиля, ожидающего ТО.
Организация ТО-2 на потоке. ТО-2 на потоке имеет следующие основные особенности:
1) распределение всего комплекса операций ТО-2 по месту их выполнения (специализированным постам) исходя из технологической разнородности различных групп операций, технологической последовательности их выполнения, специфичности применяемого оборудования, санитарных и других условий;
2) включение в ТО-2 операций ТР малой трудоемкости, не нарушающих ритмичности выполнения собственно обслуживания (по разработанному примерному перечню таких операций);
3) вариантность технологических схем, предусматривающая возможность их использования различными по масштабу АТП, с выполнением обслуживания как на постах тупикового типа, так и на поточной линии (на наиболее крупных предприятиях);
4) возможность унификации поточных линий ТО-2 в целях проведения работ на них в различные смены (на одних и тех же производственных площадях).
При проведении ТО-2 допускается выполнение сопутствующих ремонтных операций, имеющих относительно малую трудоемкость (до 20 чел.-мин), при общем их объеме не более 20 % от нормативного объема работ ТО-2. К таким операциям относятся замена рулевых тяг, топливного насоса, тормозных колодок, карданного вала и т. п.
Для обеспечения ритмичности в работе поточной линии предусматривается выделение нескольких «скользящих» слесарей-ремонтников.
Распространению поточных линий ТО-2 препятствует значительная сложность организации их работ. Наиболее трудно сохранить заданную расчетом ритмичность в работе поточной линии, так как выполнять ТО-2 без операций ремонта не удается (объем работ ремонта при ТО-2 достигает 50 % и более от трудоемкости самого обслуживания).
Таким образом, основными показателями для применения ТО-2 на потоке должны стать: улучшенная организация снабжения; большая равнопрочность и долговечность узлов и агрегатов автомобиля (что позволит уменьшить объем ремонтных работ и стабилизировать перечень операций при ТО-2); применение углубленной диагностики автомобилей перед постановкой их на ТО-2 с целью уточнения состава требуемых операций ремонта; оснащение большего числа АТО зданиями, позволяющими оборудовать поточные линии в соответствии с рациональной технологией обслуживания.
Операционно-постовой метод ТО-2. Сутью метода является не перестановка автомобиля в процессе выполнения работ ТО-2 с поста на пост, а перемещение по постам передвижных групп исполнителей. В состав общей бригады ТО-2, кроме закрепленных специалистов, могут входить некоторые специалисты, не закрепленные за отдельными постами, — арматурщики, электрики и др.
Недостатками метода являются: отсутствие специализации автомобилемест, свойственной поточному методу; отсутствие строгой технологической связи между автомобилеместами и производственными цехами; нечеткое распределение функций между основной бригадой, выполняющей ТО-2 и большую часть ремонтов, и вспомогательной бригадой, выполняющей только ТР, что снижает ответственность отдельных исполнителей за качество работ и, как следствие, способствует излишней повторяемости ремонта.
Выбор схемы организации ТО-2
При выборе схемы организации ТО-2 определяющим критерием является сменная программа по ТО-2. При программе, равной двум-трем обслуживаниям грузовых автомобилей в смену, принимается схема с постами тупикового типа, при программе четыре-пять обслуживаний применима схема с 4-х постовой поточной линией, а при программе шесть-семь и более обслуживаний — 5-постовая поточная линия.
При проведении ТО-2 непоточным методом смазочноочистительные операции рекомендуется выполнять на посту смазки линии ТО-1 или на общих специализированных постах смазки для ТО и ТР. Последнее рекомендуется и для ТО-1 при организации работ на универсальных постах.
Для наиболее полного использования площадей и технологического оборудования ТО-1 и ТО-2 иногда целесообразно проводить на одних и тех же постах (линиях), но в разное время суток (совмещенная зона ТО-1 и ТО-2). Как правило, ТО-1 проводится в межсменное время, а ТО-2 — в рабочее время для подвижного состава. Через неделю бригада меняется сменами работы. При такой организации производства ТО исполнители бригад должны знать и уметь выполнять любые работы как ТО-1, так и ТО-2 в полном объеме.
1. Назначение, функции, состав и возможности программ подготовки
графических документов на ПЭВМ
2. Виды форматов графических файлов
3. Графическое моделирование для решения практических задач.