Грузовые автомобили и автопоезда

Грузовой автомобиль— это средство безрельсового транспорта с собственным двигателем, предназначенное для перевозки грузов.

Главный параметр а/м, определяющий конструкцию его основных узлов - нагрузка на ведущий мост. Для дорог с обычным и усовершенствованным покрытием допуск. нагрузка на ось соответственно 60 и 100 кН.

Различают грузовые автомобили общего назначения, специа­лизированные и специальные.

К автомобилям общего назначения (рис) относятся автомо­били с открытой платформой и откидными бортами для перевозки любых видов грузов (а)в т.ч автомобили повы­шенной проходимости (б)со всеми ведущими колеса­ми, а также оборудованные сцепным седельным устройством 1 (в)для буксировки прицепов и полуприцепов. Вместе с при­цепом или полуприцепом автомобиль образует автопоезд.

Специализированные автомобили (автопоезда) предназначены для перевозки одного или нескольких однородных видов грузов (сыпу­чих материалов, труб, ферм, ж.б изделий и т.п.). От­дельные виды специализированных транспортных средств обору­дуют грузоподъемными устройствами для автономной погрузки и разгрузки грузов.

К специальным автотранспортным средствам относятся маши­ны, предназначенные для транспортирования определенных ви­дов грузов и оборудованные спец. устройствами для выполнения дополни­тельных нетранспортных операций (смешивание, по­догрев и т.п.) для обеспече­ния сохранности перевози­мых грузов.

По проходимости разли­чают автомобили дорожные, внедорожные (карьерные), повышенной и высокой прохо­димости.

Дорожные автомо­били предназначены для эк­сплуатации по общей сети автомобильных дорог.

Внедо­рожные автомобили, отли­чающиеся большими габа­ритными размерами и повы­шенной грузоподъемнос­тью, применяют на строй­ках и разработках карьеров строительных материалов, обустроенных дорогами со спец. основанием.

Автомобили повышенной и высокой проходимости рассчитаны на работу в тяжелых дорож­ных условиях и по бездорожью. Повышенная проходимость дости­гается за счет увеличения числа ведущих осей, применения шин широкого профиля с развитыми грунтозацепами и с регулируе­мым давлением воздуха в них, самоблокирующихся дифференци­алов, уменьшения R поворота и других мер.

В зависимости от типа движителя автомобили повышенной и высокой проходимости делятся на колесные, колесно-гусеничные, на воздушной подушке и автомобили-амфибии. В стр-ве приме­няют, в основном, колесные полноприводные автомобили.

По грузоподъемности грузовые автомобили делят на следу­ющие классы: особо малой (до 1 т), малой (1...2 т), средней (2...5 т), большой (>5 т) и особо большой грузоподъемности. К послед­ним относятся внедорожные грузовые автомобили. Г/п отечественных грузовых автомобилей 1...110 т. Для безопасного движения на дорогах и в городах длина дву­хосного автомобиля не должна превышать 11 м, автомобиля с большим количеством осей — 12 м, автопоезда — 22 м; ширина и высота для всех автомобилей и автопоездов соответственно не > 2,5 и 3,8 м.

К специализированным транспортным средствам относятся ав­тосамосвалы и керамзитовозы — для перевозки грунта и сыпучих грузов; панелевозы, фермовозы, плитовозы, сантехкабиновозы и т.п. — для перевозки строительных конструкций; тру­бовозы, плетевозы, металловозы — для перевозки длинномерных грузов; контейнеровозы — для перевозки строительных грузов в контейнерах; тяжеловозы — для перевозки технологического обо­рудования и строительных машин.

Автосамосвалы общего назначения для перевозки грун­та, песка, асфальтовой массы и других материалов изготавливают на базе серийных грузовых автомобилей. Карьерные самосвалы имеют собственную оригинальную конструкцию (рис). Кузов самосва­лов выполняют опрокидным с углом наклона до 60°. Различают самосвалы с задней, боковой, на одну или обе стороны, и с трех­сторонней разгрузкой. Кузов опрокидывают гидравлическим подъем­ником из одного или нескольких гидроцилиндров одностороннего действия, управляя ими из кабины водителя, а опускается он под действием собственной силы тяжести. Г/п самосвалов общего назначения составляет обычно 5...12 т, а у карьерных самосвалов она достигает 300 т. Эти самосвалы рабо­тают вне дорог общей дорожной сети, и нагрузки на их оси могут превышать действующие нормативные весовые ограничения.

Полуприцепы-панелевозы, фермовозы, сантехкабиновозы, контейне­ровозы и тяжеловозы имеют сходные конструктивные схемы. Пере­дней частью они опираются на седельный тягач, для чего их чаще оборудуют автоматической сцепкой, задняя часть опирается на одно-или двухосную, реже на трех- и четырехосную (например, у тяже­ловозов большой грузоподъемности) тележку, которую иногда выполняют поворотной для повышения маневренности автопоезда. Полуприцепы агрегатируются с тягачом только для их транспорти­рования, а при погрузочно-разгрузочных операциях они опирают­ся на установленные в передней части гидравлические опоры. По­луприцепы имеют малую погрузочную высоту, удобны для погру­зочно-разгрузочных работ. Для погрузки машин на тяжеловозы соб­ственным ходом полуприцепы оборудуют откидными трапами, ус­танавливаемыми в их задней части. У некоторых тяжеловозов грузо­вая платформа может подниматься и опускаться в пределах погру­зочной высоты 0,5...0,9 м с помощью объемного гидропривода. Все полуприцепы оборудуют тормозными устройствами и средствами для надежного крепления перевозимых грузов.

Полуприцепы различают по конструкции несущего каркаса, со­ответствующего форме и размерам перевозимых грузов. Так, полу­прицепы-панелевозы (рис. 8.4) имеют каркасы хребтового и рам­ного кассетного типов. У хребтовых панелевозов каркас имеет вид фермы трапецеидального поперечного сечения (б). Па­нели устанавливают наклонно по обеим сторонам под углом 8... 10°. Рамные полуприцепы имеют каркас в виде кассеты из двух продоль­ных вертикальных плоских ферм и поперечных связей (в) или в виде несущей рамы (д). Перевозимые грузы уста­навливают вертикально и удерживают разделителями и боковыми держателями. Иногда их дооборудуют дополнительными боковыми кассетами (г). Однако они требуют симметричной заг­рузки, что трудно выполнимо при перевозке нечетного числа па­нелей или панелей различной массы. У панелевозов хребтового типа, кроме того, при наклонном положении панелей не исключены их повреждения в виде трещин, сколов и т. п.

Полуприцепы контейнеровозы оборудуют собственными стре­ловыми гидравлическими кранами г/п до 2,5 т с шарнирно-сочлененной телескопической стрелой, установленной на поворотной колонке с углом поворота до 200° (рис. 8.5, а).Для погрузки и разгрузки контейнеров большей массы (до 5 т) на полуприцепах устанавливают грузоподъемные устройства в виде качающегося портала (б).

Трубо- и плетевозы (рис. 8.6) предназначены для перевозки труб длиной до 12 м и плетей (секций, сваренных из труб) длиной до 36 м по дорогам с твердым покрытием, грунтовым дорогам, а так­же вне дорог вдоль трассы строительства трубопроводов. Трубо- или плетевоз состоит из тягача 1 (рис. 8.6, а)и прицепа-роспуска 2. Тягач и прицеп оборудуют кониками 4 для укладки труб (плетей), на которых имеются переставные стойки-упоры 5 с устройствами 1 для увязки труб. Трубы (плети) при транспортировании выполняют функцию жесткой связи между тягачом и прицепом-роспуском. Последний оснащен сцепным устройством 6 для соединения его с тягачом при движении без груза, а также страховочным канатом 3. Г/п автопоезда составляет 9...36 т.

Из специальных транспортных средств наиболее широкое применение в строительстве нашли специальные автомобили для перевозки жидкотекучих (растворов и бетонов, расплавленного битума, жидкого топлива) и псевдожидких грузов (цемента, из­вести-пушенки, алебастра, гипса, молотого известняка, сухой золы, минеральных порошков, сухих смесей растворов, мелкозернистых бетонов, их компонентов и других вяжущих веществ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: