Цель и задачи противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях
Основной целью противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях является предупреждение возникновения, снижение и ликвидация инфекционной заболеваемости населения, недопущение распространения особо опасных и опасных инфекционных болезней в зоне чрезвычайной ситуации и предупреждение выноса инфекций за ее пределы, а также поддержание санитарно-эпидемиологической безопасности в зоне чрезвычайной ситуации и в районах временного размещения эвакуируемого населения.
Поставленная цель достигается решением комплекса следующих задач.
На федеральном уровне:
• разработкой и внедрением принципов единой государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности, охраны и укрепления здоровья всех категорий населения, снижения отрицательного влияния биологических факторов окружающей среды;
8
• осуществлением санитарно-эпидемиологического надзора за
разработкой новых технологий и производств, размещением и
функционированием потенциально опасных объектов;
• научной разработкой и внедрением наиболее прогрессивных
способов иммунной защиты и гигиенического воспитания насе
ления, приемов и методов работы в сети наблюдения и лабора
торного контроля, новых направлений по ликвидации эпидеми
ческих очагов,
• слежением за вирулентными свойствами возбудителей опасных
инфекционных заболеваний, уровнем и динамикой специфиче
ского иммунитета у наиболее уязвимых групп населения;
• взаимодействием органов, учреждений и формирований меди
цины катастроф различных министерств и ведомств по вопросам
оказания помощи в проведении противоэпидемических меро
приятий;
• совершенствованием информационно-аналитического обеспече
ния и подготовки кадров к работе в условиях воздействия фак
торов катастроф и ликвидации медико-санитарных последствий
ЧС;
• использованием международного опыта в предупреждении и
ликвидации эпидемиологических последствий чрезвычайных
ситуаций.
На межрегиональном уровне:
• разработкой нормативных и методических документов в области
обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности, в
том числе взаимодействия учреждений и формирований при ли
квидации эпидемических очагов в зоне ЧС и за ее пределами,
организации лечения инфекционных больных на этапах эвакуа
ции;
• контролем за исполнением санитарного законодательства РФ, в
субъектах Российской Федерации, входящих в состав региона;
участием в социально-гигиеническом и экологическом монито
ринге и слежении за уровнем содержания микроорганизмов в
воздухе, почве, воде, продовольственном сырье и пищевых про
дуктах;
• разработкой и реализацией неотложных мер по повышению са
нитарно-эпидемиологической надежности водоснабжения, орга
низации питания населения, сбора и утилизации бытовых и про
изводственных отходов, по снижению уровня заболеваемости
особо опасными инфекциями и осуществлению комплекса мер по усилению охраны территории пострадавшего региона от завоза и распространения особо опасных и опасных инфекционных заболеваний людей и животных, соблюдением на этапах медицинской эвакуации противоэпидемического режима, при появлении особо опасных инфекционных заболеваний - введением строгого противоэпидемического режима;
• эффективным и рациональным использованием сил и средств
РСЧС, расположенных в регионе, их своевременным маневром
при оказании помощи инфекционным больным и проведении
противоэпидемических мероприятий в эпидемических очагах.
На региональном (территориальном) уровне:
• постоянным социально-гигиеническим мониторингом за уров
нем инфекционной заболеваемости, динамикой специфического
и неспецифического иммунитета, реализацией мероприятий по
усилению иммунной защиты населения;
• осуществлением санитарно-эпидемиологического надзора за
объектами водоснабжения, предприятиями общественного пи
тания, детскими и другими учреждениями, расположенными в
зоне ЧС;
• проведением санитарно-эпидемиологической разведки и инди
кации патогенных биологических агентов, наблюдения и лабо
раторного контроля на объектах и в коллективах, неблагополуч
ных по инфекционным заболеваниям;
• выработкой рекомендаций по противоэпидемическому режиму
на объектах экономики, обеззараживанию территории, помеще
ний, транспорта в зависимости от устойчивости возбудителя
опасного инфекционного заболевания;
• контролем за полнотой и качеством дезинфекционных меро
приятий и санитарной обработки населения, проводимых дру
гими ведомствами и службами, за соблюдением противоэпиде
мического режима при эвакуации населения и больных;
• своевременным переходом лечебно-профилактических учреж
дений на работу в условиях строгого противоэпидемического
режима,
• целенаправленной работой кабинетов инфекционных заболева
ний, клинико-диагностических и микробиологических лабора
торий при проведении массовых исследований по эпидемиче
ским показаниям;
• регулярной подготовкой врачей общей практики, терапевтов,
педиатров и врачей скорой медицинской помощи по вопросам
особенностей эпидемического процесса и клинического течения
инфекционной патологии в чрезвычайных ситуациях;
• обучением населения способам защиты от инфекционных бо-
лезней и поведению в очагах массовых инфекционных заболе
ваний,
• созданием и поддержанием специальных финансовых и матери
альных фондов, резерва лабораторного оборудования, средств
индивидуальной защиты, запасов диагностических и иных пре
паратов, питательных сред, дезсредств и другого расходного
имущества;
• проведением экстренной (общей и специальной) и специфиче
ской профилактики по эпидемическим показаниям;
• выявлением, изоляцией и госпитализацией больных, соблюде
нием правил выписки реконвалесцентов, наблюдения за перебо
левшими и подвергшимися риску заражения, а также захороне
ния умерших;
• проведением изоляционно-ограничительных и режимно-
карантинных мероприятий при угрозе и после появления очагов
опасных инфекционных заболеваний.
Раннее оповещение об эпидемиях - это сведения об обострении эпидемической ситуации, угрозе возникновения и распространения массовых заболеваний опасными инфекциями, передаваемые в установленной форме по каналам связи для учреждений и органов управления Роспотребнадзора, РСЧС и ВСМК.
Раннее оповещение является важным компонентом в системе мер по обеспечению готовности к ликвидации эпидемии, рациональному использованию имеющихся ресурсов и включает в себя осуществление мер эпидемиологического надзора за опасными и особо опасными инфекциями, выявление ведущих факторов эпидемического процесса в районе бедствия и разработку рекомендаций но ослаблению их воздействия на наиболее уязвимые контингенты населения. Важным является своевременное, достоверное, доста-i очное и проводимое в доступной форме информирование органов
управления, учреждений и формирований Роспотребнадзора, ВСМК и МЧС об изменениях санитарно-эпидемиологической обстановки, угрозе появления особо опасных и опасных инфекций, нарушениях требований противоэпидемического режима на этапах эвакуации пострадавших, эффективности режимно-карантинных и изоляционно-ограничительных мероприятий. Необходимо проводить санитар-но-разъяснительную работу среди населения и доведение до работников здравоохранения сведений об ухудшении эпидемической ситуации и правовое регулирование объема и темпов прохождения информации об угрозе эпидемии.
Вспышки инфекционных болезней могут быть выявлены привычными путями и способом действия по эпидемиологическому надзору и, когда это оправданно, специальным дополнительным активным надзором за теми болезнями, которые представляют наибольшую потенциальную опасность.
Эпидемиологический надзор в ЧС - это система мероприятий по сбору, передаче и анализу информации, характеризующей санитарно-эпидемиологическую ситуацию, сложившуюся в результате катастрофы и представляет собой проведение оперативных эпидемиологических обследований, направленных на выявление случаев инфекционных болезней, которые с наибольшей вероятностью могут вызвать эпидемии, в целях своевременного реагирования на изменения эпидемиологической обстановки и предупреждения развития эпидемического процесса. Такой надзор должен быть оперативным, чтобы можно было незамедлительно исследовать подозрительные случаи для быстрого выявления источника инфекции и оценить возможность распространения заболевания. Кроме того, распространенность инфекционных болезней должна оцениваться через определенные промежутки времени с помощью многоцелевых серологических, микробиологических обследований, а также обследований с целью выявления переносчиков и резервуаров инфекции
Активный эпидемиологический надзор в зонах катастроф проводится группой санитарно-эпидемиологической разведки (ГСЭР) и санитарно-эпидемиологическими бригадами (СЭБ). Он должен быть ограничен перечнем болезней, представляющих особую опасность, или определенным отрезком времени, когда оправдано проведение специального эпидемиологического наблюдения.
Показаниями для проведения эпидемиологического надзора в ЧС являются:
• эпидемиологическая опасность болезни (ей) для населения,
• местная эндемичность или тесные связи с активными эпидеми
ческими (эпизоотическими) очагами, расположенными на тер
ритории другого региона;
• появление "новой" болезни (например, геморрагическая лихо
радка Эбола) с неизвестным механизмом распространения в зо
нах ЧС,
• отсутствие или низкий уровень иммунитета в определенных
группах населения;
• климатические факторы (засуха, наводнение) или социальные
явления (миграция населения), которые могут способствовать
передаче возбудителей инфекции.
Информация об эпидемиях, неблагоприятных изменениях санитарно-эпидемиологической обстановки представляется в Федеральные органы Роспотребнадзора; в управление МЧС территориального уровня, который информирует вышестоящие органы управления о характере чрезвычайной эпидемической ситуации. При передаче информации представляются следующие данные:
• о факте эпидемии, ее масштабе и прогнозе развития;
• о состоянии природной среды и потенциально опасных объек
тах;
• о силах и средствах Роспотребнадзора и Росздрава, имеющихся
в очаге;
• справочные данные.
Содержание и последовательность управленческой деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора в ЧС представлены на рис. 1.
Порядок передачи информации с учетом содержания и срочности:
• экстренные уведомления и оповещения о прогнозе и факте чрез
вычайной ситуации регионального и местного масштаба и о
принимаемых мерах - незамедлительно вне зависимости от вре
мени суток,
• срочная информация о неблагоприятных изменениях обстановки
и о ходе работ по их ликвидации - не позднее 2 часов с момента
уведомления о событии (запросы срочной справочной информа
ции). Порядок представления внеочередной информации о воз
никновении ЧС санитарно-эпидемиологического характера
представлена на схеме 1,
уведомления и оповещения о прогнозе и факте угрозы чрезвычайных ситуаций и информация по управлению силами и средствами, не связанные с угрозой населению и не носящие экстренного (срочного) характера, справочная информация - в течение 24 часов с момента получения (выработки) информации или получения запроса на выдачу справки, обобщенная информация о событиях за сутки при проведении работ по ликвидации последствий ЧС, периодическая фоновая информация о биологической, химической, радиационной и гидрометеорологической обстановке не экстренного (не срочного) содержания - оперативной сводкой к 8 часам следующих суток;
информация о состоянии промышленной и экономической безопасности и другие виды информации не экстренного (не срочного) содержания - по установленному регламенту.
Рис. 1. Содержание и последовательность управленческой деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора в ЧС.
Информация может передаваться в формализованном и неформализованном виде. Конкретные формы представления информации устанавливаются вышестоящим органом управления для нижестоящих органов, непосредственно подчиненных ему. Передача сообщений в неформализованном виде допускается, если сообщение содержит информацию экстренного характера или оно отсутствует в установленной форме.
При представлении сообщений в формализованном виде должны быть отражены следующие вопросы:
• тип ЧС, место, масштаб, причины,
• характеристика ЧС: численность населения в зоне ЧС, число
пострадавших, заболевших инфекционной болезнью, умерших
(погибших), эвакуированных, подвергнутых комбинированному или сочетанному воздействию факторов ЧС;
• оказание первой медицинской помощи, госпитализация (коли
чество человек);
• привлекаемые силы и средства для ликвидации последствий ЧС;
• сведения о противоэпидемической работе, выявлено заболев
ших, подвергшихся риску заражения, проведено профилактиче
ских прививок и охвачено экстренной профилактикой, умерло,
установлен карантин (площадь, количество объектов или насе
ленных пунктов), организовано карантинных постов, числен
ность людей в обсервации и другие необходимые данные;
• дополнительная информация, наличие эпизоотии, территорий
заражения токсическими или радиоактивными веществами, бы
товыми или промышленными сточными водами, санитарно-
гигиеническая характеристика мест проживания и труда, путей
перемещения и медицинской эвакуации, запасы антибиотиков и
других медикаментов, медимущества, прививочного материала,
антисептиков и дезинфектантов, состояние дезтехники, уком
плектованность специалистами и их квалификация и другие дан
ные.