Система раннего оповещения об эпидемиологическом неблагополучии

Цель и задачи противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях

Основной целью противоэпидемического обеспечения насе­ления в чрезвычайных ситуациях является предупреждение возник­новения, снижение и ликвидация инфекционной заболеваемости населения, недопущение распространения особо опасных и опасных инфекционных болезней в зоне чрезвычайной ситуации и преду­преждение выноса инфекций за ее пределы, а также поддержание санитарно-эпидемиологической безопасности в зоне чрезвычайной ситуации и в районах временного размещения эвакуируемого насе­ления.

Поставленная цель достигается решением комплекса сле­дующих задач.

На федеральном уровне:

• разработкой и внедрением принципов единой государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологи­ческой безопасности, охраны и укрепления здоровья всех кате­горий населения, снижения отрицательного влияния биологиче­ских факторов окружающей среды;

8

• осуществлением санитарно-эпидемиологического надзора за
разработкой новых технологий и производств, размещением и
функционированием потенциально опасных объектов;

• научной разработкой и внедрением наиболее прогрессивных
способов иммунной защиты и гигиенического воспитания насе­
ления, приемов и методов работы в сети наблюдения и лабора­
торного контроля, новых направлений по ликвидации эпидеми­
ческих очагов,

• слежением за вирулентными свойствами возбудителей опасных
инфекционных заболеваний, уровнем и динамикой специфиче­
ского иммунитета у наиболее уязвимых групп населения;

• взаимодействием органов, учреждений и формирований меди­
цины катастроф различных министерств и ведомств по вопросам
оказания помощи в проведении противоэпидемических меро­
приятий;

• совершенствованием информационно-аналитического обеспече­
ния и подготовки кадров к работе в условиях воздействия фак­
торов катастроф и ликвидации медико-санитарных последствий
ЧС;

• использованием международного опыта в предупреждении и
ликвидации эпидемиологических последствий чрезвычайных
ситуаций.

На межрегиональном уровне:

• разработкой нормативных и методических документов в области
обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности, в
том числе взаимодействия учреждений и формирований при ли­
квидации эпидемических очагов в зоне ЧС и за ее пределами,
организации лечения инфекционных больных на этапах эвакуа­
ции;

• контролем за исполнением санитарного законодательства РФ, в
субъектах Российской Федерации, входящих в состав региона;
участием в социально-гигиеническом и экологическом монито­
ринге и слежении за уровнем содержания микроорганизмов в
воздухе, почве, воде, продовольственном сырье и пищевых про­
дуктах;

• разработкой и реализацией неотложных мер по повышению са­
нитарно-эпидемиологической надежности водоснабжения, орга­
низации питания населения, сбора и утилизации бытовых и про­
изводственных отходов, по снижению уровня заболеваемости


особо опасными инфекциями и осуществлению комплекса мер по усилению охраны территории пострадавшего региона от за­воза и распространения особо опасных и опасных инфекцион­ных заболеваний людей и животных, соблюдением на этапах медицинской эвакуации противоэпидемического режима, при появлении особо опасных инфекционных заболеваний - введе­нием строгого противоэпидемического режима;

• эффективным и рациональным использованием сил и средств
РСЧС, расположенных в регионе, их своевременным маневром
при оказании помощи инфекционным больным и проведении
противоэпидемических мероприятий в эпидемических очагах.

На региональном (территориальном) уровне:

• постоянным социально-гигиеническим мониторингом за уров­
нем инфекционной заболеваемости, динамикой специфического
и неспецифического иммунитета, реализацией мероприятий по
усилению иммунной защиты населения;

• осуществлением санитарно-эпидемиологического надзора за
объектами водоснабжения, предприятиями общественного пи­
тания, детскими и другими учреждениями, расположенными в
зоне ЧС;

• проведением санитарно-эпидемиологической разведки и инди­
кации патогенных биологических агентов, наблюдения и лабо­
раторного контроля на объектах и в коллективах, неблагополуч­
ных по инфекционным заболеваниям;

• выработкой рекомендаций по противоэпидемическому режиму
на объектах экономики, обеззараживанию территории, помеще­
ний, транспорта в зависимости от устойчивости возбудителя
опасного инфекционного заболевания;

• контролем за полнотой и качеством дезинфекционных меро­
приятий и санитарной обработки населения, проводимых дру­
гими ведомствами и службами, за соблюдением противоэпиде­
мического режима при эвакуации населения и больных;

• своевременным переходом лечебно-профилактических учреж­
дений на работу в условиях строгого противоэпидемического
режима,

• целенаправленной работой кабинетов инфекционных заболева­
ний, клинико-диагностических и микробиологических лабора­
торий при проведении массовых исследований по эпидемиче­
ским показаниям;


• регулярной подготовкой врачей общей практики, терапевтов,
педиатров и врачей скорой медицинской помощи по вопросам
особенностей эпидемического процесса и клинического течения
инфекционной патологии в чрезвычайных ситуациях;

• обучением населения способам защиты от инфекционных бо-­
лезней и поведению в очагах массовых инфекционных заболе­
ваний,

• созданием и поддержанием специальных финансовых и матери­
альных фондов, резерва лабораторного оборудования, средств
индивидуальной защиты, запасов диагностических и иных пре­
паратов, питательных сред, дезсредств и другого расходного
имущества;

• проведением экстренной (общей и специальной) и специфиче­
ской профилактики по эпидемическим показаниям;

• выявлением, изоляцией и госпитализацией больных, соблюде­
нием правил выписки реконвалесцентов, наблюдения за перебо­
левшими и подвергшимися риску заражения, а также захороне­
ния умерших;

• проведением изоляционно-ограничительных и режимно-
карантинных мероприятий при угрозе и после появления очагов
опасных инфекционных заболеваний.

Раннее оповещение об эпидемиях - это сведения об обостре­нии эпидемической ситуации, угрозе возникновения и распростра­нения массовых заболеваний опасными инфекциями, передаваемые в установленной форме по каналам связи для учреждений и органов управления Роспотребнадзора, РСЧС и ВСМК.

Раннее оповещение является важным компонентом в систе­ме мер по обеспечению готовности к ликвидации эпидемии, рацио­нальному использованию имеющихся ресурсов и включает в себя осуществление мер эпидемиологического надзора за опасными и особо опасными инфекциями, выявление ведущих факторов эпиде­мического процесса в районе бедствия и разработку рекомендаций но ослаблению их воздействия на наиболее уязвимые контингенты населения. Важным является своевременное, достоверное, доста-i очное и проводимое в доступной форме информирование органов


управления, учреждений и формирований Роспотребнадзора, ВСМК и МЧС об изменениях санитарно-эпидемиологической обстановки, угрозе появления особо опасных и опасных инфекций, нарушениях требований противоэпидемического режима на этапах эвакуации пострадавших, эффективности режимно-карантинных и изоляцион­но-ограничительных мероприятий. Необходимо проводить санитар-но-разъяснительную работу среди населения и доведение до работ­ников здравоохранения сведений об ухудшении эпидемической си­туации и правовое регулирование объема и темпов прохождения информации об угрозе эпидемии.

Вспышки инфекционных болезней могут быть выявлены привычными путями и способом действия по эпидемиологическому надзору и, когда это оправданно, специальным дополнительным ак­тивным надзором за теми болезнями, которые представляют наи­большую потенциальную опасность.

Эпидемиологический надзор в ЧС - это система мероприя­тий по сбору, передаче и анализу информации, характеризующей санитарно-эпидемиологическую ситуацию, сложившуюся в резуль­тате катастрофы и представляет собой проведение оперативных эпидемиологических обследований, направленных на выявление случаев инфекционных болезней, которые с наибольшей вероятно­стью могут вызвать эпидемии, в целях своевременного реагирова­ния на изменения эпидемиологической обстановки и предупрежде­ния развития эпидемического процесса. Такой надзор должен быть оперативным, чтобы можно было незамедлительно исследовать по­дозрительные случаи для быстрого выявления источника инфекции и оценить возможность распространения заболевания. Кроме того, распространенность инфекционных болезней должна оцениваться через определенные промежутки времени с помощью многоцелевых серологических, микробиологических обследований, а также обсле­дований с целью выявления переносчиков и резервуаров инфекции

Активный эпидемиологический надзор в зонах катастроф проводится группой санитарно-эпидемиологической разведки (ГСЭР) и санитарно-эпидемиологическими бригадами (СЭБ). Он должен быть ограничен перечнем болезней, представляющих осо­бую опасность, или определенным отрезком времени, когда оправ­дано проведение специального эпидемиологического наблюдения.

Показаниями для проведения эпидемиологического надзора в ЧС являются:

• эпидемиологическая опасность болезни (ей) для населения,


• местная эндемичность или тесные связи с активными эпидеми­
ческими (эпизоотическими) очагами, расположенными на тер­
ритории другого региона;

• появление "новой" болезни (например, геморрагическая лихо­
радка Эбола) с неизвестным механизмом распространения в зо­
нах ЧС,

• отсутствие или низкий уровень иммунитета в определенных
группах населения;

• климатические факторы (засуха, наводнение) или социальные
явления (миграция населения), которые могут способствовать
передаче возбудителей инфекции.

Информация об эпидемиях, неблагоприятных изменениях санитарно-эпидемиологической обстановки представляется в Феде­ральные органы Роспотребнадзора; в управление МЧС территори­ального уровня, который информирует вышестоящие органы управ­ления о характере чрезвычайной эпидемической ситуации. При пе­редаче информации представляются следующие данные:

• о факте эпидемии, ее масштабе и прогнозе развития;

• о состоянии природной среды и потенциально опасных объек­
тах;

• о силах и средствах Роспотребнадзора и Росздрава, имеющихся
в очаге;

• справочные данные.

Содержание и последовательность управленческой деятель­ности органов и учреждений Роспотребнадзора в ЧС представлены на рис. 1.

Порядок передачи информации с учетом содержания и сроч­ности:

экстренные уведомления и оповещения о прогнозе и факте чрез­
вычайной ситуации регионального и местного масштаба и о
принимаемых мерах - незамедлительно вне зависимости от вре­
мени суток,

срочная информация о неблагоприятных изменениях обстановки
и о ходе работ по их ликвидации - не позднее 2 часов с момента
уведомления о событии (запросы срочной справочной информа­
ции). Порядок представления внеочередной информации о воз­
никновении ЧС санитарно-эпидемиологического характера
представлена на схеме 1,



уведомления и оповещения о прогнозе и факте угрозы чрезвы­чайных ситуаций и информация по управлению силами и сред­ствами, не связанные с угрозой населению и не носящие экс­тренного (срочного) характера, справочная информация - в те­чение 24 часов с момента получения (выработки) информации или получения запроса на выдачу справки, обобщенная информация о событиях за сутки при проведении работ по ликвидации последствий ЧС, периодическая фоновая информация о биологической, химической, радиационной и гидрометеорологической обстановке не экстренного (не срочно­го) содержания - оперативной сводкой к 8 часам следующих су­ток;

информация о состоянии промышленной и экономической безо­пасности и другие виды информации не экстренного (не срочно­го) содержания - по установленному регламенту.


Рис. 1. Содержание и последовательность управленческой деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора в ЧС.

Информация может передаваться в формализованном и не­формализованном виде. Конкретные формы представления инфор­мации устанавливаются вышестоящим органом управления для ни­жестоящих органов, непосредственно подчиненных ему. Передача сообщений в неформализованном виде допускается, если сообщение содержит информацию экстренного характера или оно отсутствует в установленной форме.

При представлении сообщений в формализованном виде должны быть отражены следующие вопросы:

• тип ЧС, место, масштаб, причины,

• характеристика ЧС: численность населения в зоне ЧС, число
пострадавших, заболевших инфекционной болезнью, умерших


(погибших), эвакуированных, подвергнутых комбинированному или сочетанному воздействию факторов ЧС;

• оказание первой медицинской помощи, госпитализация (коли­
чество человек);

• привлекаемые силы и средства для ликвидации последствий ЧС;

• сведения о противоэпидемической работе, выявлено заболев­
ших, подвергшихся риску заражения, проведено профилактиче­
ских прививок и охвачено экстренной профилактикой, умерло,
установлен карантин (площадь, количество объектов или насе­
ленных пунктов), организовано карантинных постов, числен­
ность людей в обсервации и другие необходимые данные;

• дополнительная информация, наличие эпизоотии, территорий
заражения токсическими или радиоактивными веществами, бы­
товыми или промышленными сточными водами, санитарно-
гигиеническая характеристика мест проживания и труда, путей
перемещения и медицинской эвакуации, запасы антибиотиков и
других медикаментов, медимущества, прививочного материала,
антисептиков и дезинфектантов, состояние дезтехники, уком­
плектованность специалистами и их квалификация и другие дан­
ные.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: