Понятие законности. Система и общая характеристика организационно-правовых способов обеспечения законности

Глава VII

ЗАКОННОСТЬ И ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

Одним из центральных понятий военной администрации и юриспруденции в целом является законность, которая в широком смысле означает принцип точного и повсеместного исполнения всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований закона. Существует также понятие «режим законности», включающее наличие развитой системы законов и иных правовых актов, а также надлежащую и активную реализацию содержащихся в данных актах правовых норм в соответствии с целями правового регулирования, интересами личности, общества и государства[62].

Применительно к военной организации государства под законностью понимается неуклонное и точное выполнение органами военного управления, должностными лицами, всеми военнослужащими требований законодательства; это государственно-правовой режим, утверждающий правопорядок, четкую организацию жизни и деятельности Вооруженных Сил, систему контроля и надзора за соблюдением законов, пресечение правонарушений, восстановление законных прав военнослужащих и воинских частей[63].

Законность в Вооруженных Силах Российской Федерации имеет две тесно взаимосвязанные стороны:

а) наличие системы качественных законов и иных нормативных правовых актов, которые являются условием, предпосылкой, нормативной основой законности;

б) реальное воплощение требований законодательства в практической деятельности органов военного управления, должностных лиц, всех военнослужащих.

Ключевым словом, определяющим изначальный смысл и суть законности, является слово «соблюдение»[64], поскольку речь идет о соответствии действий всех участников общественных отношений, складывающихся в воинской среде, требованиям юридических норм. Чем выше степень этого соответствия, тем выше уровень законности, тем она прочнее и устойчивее.

Наиболее полно смысл и социальное предназначение законности проявляются в ее принципах, под которыми понимаются исходные, основополагающие начала, характеризующие данное явление как с внутренней, так и с внешней стороны. В принципах раскрываются социальное и функциональное назначение законности, ее сущность, роль и место в обществе, связь с другими категориями (правом, политикой, культурой и т. д.).

К основным принципам законности относятся:

1) единство законности, которое означает, что она должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны, во всех воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации независимо от вида и рода войск Вооруженных Сил, от военного округа (флота), в котором проходит военную службу военнослужащий. Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Для законности как единого общегосударственного режима не должны иметь никакого значения местные условия, специфика, различия, поскольку такие особенности учитываются как в самих законах, так и в нормативных правовых актах, издаваемых Минобороны России. Требования же законности одинаковы везде и для всех;

2) недопустимость противопоставления законности и целесообразности, которая означает, что в процессе соблюдения, исполнения и применения законов нельзя подменять законность целесообразностью, поскольку высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, если он принят и действует. Если же правоисполнители и правоприменители в Вооруженных Силах будут каждый по-своему оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, самостоятельно решать вопрос о том, руководствоваться требованиями данного закона или не руководствоваться, то никакого правопорядка в армии установить будет невозможно. По сути, как справедливо указывается в юридической литературе, речь идет о презумпции целесообразности закона, так как нецелесообразных законов в принципе не должно быть[65]. Поэтому брать под сомнение закон по соображениям личной или какой-либо иной заинтересованности (идеологической, политической, прагматической) недопустимо. Если же нормативный правовой акт устарел, отстал от жизни или оказался неудачным, несовершенным, то его следует отменить, изменить, поправить в установленном порядке, а не обходить, не нарушать, не поступать по своему усмотрению. Отдельно взятый военнослужащий или должностное лицо не вправе «исправлять» закон. Целесообразность допустима лишь в рамках самого закона, нормативного правового акта, которые во многих случаях предоставляют возможность командирам и самим военнослужащим действовать по усмотрению, исходя из обстоятельств («разрешенная целесообразность»)[66];

3) неотвратимость наказания за нарушение закона, которая исходит из давно проверенной практикой истины о том, что соблюдение законов, а следовательно, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью;

4) принцип верховенства закона, который проистекает из безусловного приоритета закона над всеми иными нормативными правовыми актами, носящими подзаконный, т. е. подчиненный по отношению к закону, характер. Указанные акты должны издаваться только на основе закона и в соответствии с ним, в его развитие, для его конкретизации. Особое место среди законов занимает Конституция Российской Федерации как Основной Закон государства. Строгое следование этому основополагающему акту составляет конституционную законность;

5) принцип защиты прав и свобод человека, который означает, что главное в деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц – это уважение и всемерная защита прав военнослужащих, борьба с нарушениями этих прав. Данный принцип основан на конституционном требовании о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – это обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти (ст. 2 и ст. 18 Конституции Российской Федерации).

Результатом воплощения законности во всех сферах общественной жизни является правопорядок, который является одной из основных составных частей общественного порядка, складывающегося в результате осуществления различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни и различающихся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на поведение людей (обычаи, нормы морали, правила общественных организаций и др.). Правопорядок регламентируется правовыми нормами, принятыми в установленном в государстве порядке. Как определенное состояние регулируемых правом общественных отношений правопорядок характеризуется реальным уровнем законности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями[67].

Понятия «законность» и «правопорядок» соотносятся как причина и следствие: есть законность – есть и правопорядок, нет законности – нет и правопорядка. Если законы и иные нормативные правовые акты всеми и повсюду строго соблюдаются, т. е. имеет место законность, то результатом такого положения является четкий правопорядок.

В свою очередь, воинский правопорядок представляет собой систему общественных отношений, складывающихся в Вооруженных Силах Российской Федерации на основе норм общего и военного законодательства, и является неотъемлемой частью общественного порядка.

Понятия «общественный порядок» и «правопорядок» соотносятся как целое и часть; различия между ними состоят в следующем:

а) они не совпадают по своему происхождению: если общественный порядок исторически возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть и условие существования, то правопорядок как политико-юридическое явление возникает значительно позже, когда возникают публичная власть, право, законы; он является неотъемлемым атрибутом государства;

б) у них разная нормативная основа: если правопорядок базируется на праве и является в конечном счете результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;

в) они по-разному обеспечиваются: если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок – на силу общественного мнения, на меры негосударственного воздействия; за первым стоит мощь государства, за вторым – влияние (давление) всего общества;

г) при нарушении правопорядка и общественного порядка возникают разные последствия: в первом случае могут быть применены юридические санкции, во втором – только меры морального характера;

д) правопорядок и общественный порядок не тождественны по своему объему, содержанию, элементному составу: последний по указанным выше причинам гораздо шире первого[68].

Характер воинского правопорядка зависит от характера и состояния правопорядка в стране в целом, от предназначения вооруженных сил, которое определяется конституцией государства и его военной доктриной. В Вооруженных Силах Российской Федерации воинский правопорядок является важнейшей основой их жизнедеятельности и необходимым условием поддержания постоянной боевой готовности. Он характеризуется реальным использованием и реализацией военнослужащими прав и свобод и выполнением обязанностей, предусмотренных действующими в государстве общим законодательством и законодательством военным.

Особенности воинского правопорядка определяются специфическим характером общественных отношений, которые складываются в Вооруженных Силах Российской Федерации в связи с обеспечением военной безопасности государства. Данная специфика заключается в том, что военная служба – особый вид государственной службы, где уклад жизни, быт и деятельность личного состава детально регламентированы, военнослужащие обладают специфическим статусом, реализация их прав обусловлена определенными ограничениями, на военнослужащих возлагается повышенная юридическая ответственность, а выполнение обязанности по защите Отечества нередко связано с риском для жизни. Составной частью воинского правопорядка является уставной порядок, под которым понимается система отношений между военнослужащими, которая строится в строгом соответствии с предписаниями воинских уставов и наставлений.

Воинский правопорядок – это объективная необходимость и закономерность развития Вооруженных Сил Российской Федерации и служит образцом для военнослужащих в выборе ими поведенческих решений. Воинский правопорядок требует, чтобы отношения между военнослужащими строились на началах социальной справедливости, товарищеской взаимопомощи и дружбы. Он базируется на высокой сознательности и организованности военнослужащих, на их глубокой убежденности в справедливости и целесообразности правил, установленных нормативными правовыми актами. Поэтому поддержание в армии и на флоте твердого воинского правопорядка предполагает как решительную борьбу с правонарушениями, отступлением от требований законов, Военной присяги, воинских уставов, так и постоянное правовое воспитание военнослужащих.

Основными организационно-правовыми способами обеспечения законности в Вооруженных Силах Российской Федерации являются:

а) контроль;

б) надзор;

в) право жалобы.

Контроль и надзор – понятия, близкие по смыслу, но не тождественные: (контроль – проверка, а также наблюдение с целью проверки; надзирать – наблюдать с целью присмотра, проверки; надзор – группа лиц, орган для наблюдения за кем-нибудь или чем-нибудь)[69].

В административном праве различия контроля и надзора проводятся по четырем критериям:

1) по наличию организационной подчиненности проверяющего и проверяемого;

2) по объекту проверки;

3) по пределам вмешательства субъекта проверки в деятельность проверяемого;

4) по последствиям проверок[70].

Контроль в Вооруженных Силах Российской Федерации представляет собой комплекс плановых мероприятий, проводимых в целях проверки состояния боевой готовности, оперативной и боевой подготовки (учебного процесса), выполнения личным составом воинских частей (кораблей), соединений, учебных заведений и учреждений Вооруженных Сил положений уставов и наставлений, директив, приказов и распоряжений командиров (начальников)[71].

Надзор – одна из форм деятельности государственных органов по обеспечению законности. Различают судебный, конституционный, прокурорский надзор, различные виды административного надзора.

Право жалобы военнослужащих является составной частью конституционного права граждан на защиту своих прав и свобод и включает право обращений с жалобой в государственные органы; право на обжалование в суд неправомерных решений и действий (бездействия) государственных органов, их должностных лиц; право на обращение с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Из указанного определения вытекают три основных способа реализации военнослужащими права жалобы:

– внесудебный порядок, т. е. обращение военнослужащего с жалобой в государственный орган, к должностному лицу, вышестоящему в порядке подчиненности по отношению к тому, чьи действия обжалуются (административный порядок); обращение с жалобой в специально учрежденные государственные органы, компетентные рассматривать жалобы граждан.

– судебный порядок, т. е. обращение военнослужащего с заявлением об обжаловании неправомерных действий в органы судебной власти Российской Федерации;

– международный порядок, т. е. обращение военнослужащего с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (основным таким органом является Европейский Суд по правам человека).

Каждый командир (начальник) должен чутко и внимательно относиться к поступившим предложениям, заявлениям и жалобам и несет личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие по ним соответствующих мер.

Командир (начальник) обязан:

а) обеспечивать необходимые условия для своевременного и эффективного рассмотрения обращений в подчиненных органах военного управления и подчиненными ему должностными лицами;

б) принимать и в пределах предоставленных ему прав в установленные сроки разрешать[72] обращения заявителей;

в) внимательно разбираться в существе обращения, при необходимости истребовать документы для правильного разрешения просьбы заявителя, направлять должностных лиц на места для проверки и принимать другие меры по объективному, полному и всестороннему рассмотрению обращения;

г) принимать законные и обоснованные решения по обращениям и обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;

д) рассмотреть полученное обращение и если предложение (заявление, жалоба) будет признано правильным, немедленно принять меры для выполнения предложения или к удовлетворению просьбы подавшего заявление (жалобу);

е) если прав, предоставленных командиру (начальнику), недостаточно для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего предложение (заявление, жалобу), не позднее чем в семидневный срок направить обращение вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу в установленном порядке;

ж) принимать меры по выявлению и устранению причин, вызывающих обоснованные жалобы военнослужащих и других граждан, полнее использовать содержащуюся в них информацию для изучения положения дел в подразделениях;

з) сообщать заявителям о решениях, принятых по их обращениям, а в случаях, когда просьбы заявителей не основываются на действующем законодательстве, давать подробные разъяснения о правовом разрешении поставленных вопросов;

и) предоставлять полную и объективную информацию о состоянии работы с обращениями граждан в вышестоящие органы военного управления и должностным лицам, осуществляющим проверку этой работы.

Запрещается пересылать обращения на рассмотрение тех лиц, действия которых обжалуются. О направлении обращения в другое учреждение (штаб, управление) обязательно уведомляется заявитель. При рассмотрении предложения (заявления, жалобы) не допускается разглашение командиром (начальником) или другим лицом, принимающим участие в его рассмотрении, сведений о личной жизни военнослужащего или другого гражданина без их согласия.

Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ установлены следующие сроки работы с письменными обращениями граждан:

1) регистрация обращения осуществляется в течение трех дней с момента поступления в воинскую часть, в орган военного управления, воинскому должностному лицу;

2) если решение вопросов, содержащихся в обращении, не входит в компетенцию данной воинской части, органа военного управления, воинского должностного лица, то такое обращение в течение семи дней со дня регистрации подлежит направлению в иную воинскую часть, в иной орган, иному должностному лицу. О переадресации обращения обязательно уведомляется его автор;

3) если решение поставленных в обращении вопросов относится к компетенции нескольких воинских частей, органов военного управления или воинских должностных лиц, с такого обращения снимается необходимое количество копий, которые в течение семи дней со дня регистрации направляются в соответствующие воинские части, органы военного управления и воинским должностным лицам с запросом о представлении необходимых документов и материалов. Указанные воинские части, органы военного управления и воинские должностные лица в течение 15 дней со дня получения запроса обязаны представить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения;

4) рассмотрение обращения, относящегося к компетенции данной воинской части, органа военного управления, воинского должностного лица, осуществляется в течение 30 дней со дня регистрации;

5) в исключительных случаях, а также в случае направления запросов в иные воинские части, органы военного управления и воинским должностным лицам о представлении необходимых документов и материалов срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней. О продлении срока обязательно уведомляется автор обращения.

Контрольные вопросы и задания:

1. Сформулируйте понятие законности и ее основные черты.

2. Охарактеризуйте основные принципы законности.

3. Раскройте понятие «правопорядок» и его соотношение с понятием «законность».

4. Назовите основные организационно-правовые способы обеспечения законности в Вооруженных Силах Российской Федерации.

5. Раскройте порядок рассмотрения обращений в Вооруженных Силах Российской Федерации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: