ТЕМА № 8. Конституционные основы судебной системы, правоохранительные органы

Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах федерации.

Правительство Российской Федерации

Федеральное Собрание.

Президент Российской Федерации.

Система органов государственной власти Российской Федерации.

Федеративное устройство Российской Федерации.

Раздел второй

Конституция Российской Федерации, основной закон государства.

Тема 7. Основы конституционного строя Российской Федерации.

1. Конституции Российской Федерации, основной закон государства.

2. Федеративное устройство Российской Федерации.

3. Система органов государственной власти Российской Федерации.

4. Президент Российской Федерации.

5. Федеральное Собрание Российской Федерации.

6. Правительство Российской Федерации.

7. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах федерации.

Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Вступительная часть (Преамбула)

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

Раздел первый №№ статей

Глава 1 Основы конституционного строя 1 -16

Глава 2 Права и свободы человека и гражданина 17 - 64

Глава 3 Федеративное устройство 65 - 79

Глава 4 Президент РФ 80 - 93

Глава 5 Федеральное Собрание 94 - 109

Глава 6 Правительство РФ 110 - 117

Глава 7 Судебная власть 118 - 129

Глава 8 Местное самоуправление 130 - 133

Глава 9 Конституционные поправки и пересмотр

Конституции 134 - 137

Заключительные и переходные положения.

Конституция – основной закон государства, закрепляющий основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления.

Конституция – юридический документ, наделенный высшей юридической силой, все остальные законы государства должны соответствовать её положениям.

Конституция Российской Федерации имеет прямое и непосредственное действие, что позволяет, заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав, опираясь только на формулировку определенной статьи и суды при решении тех или иных положений могут прямо ссылаться на конкретную статью Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации различает понятия «пересмотр» и «внесение поправок».

Пересмотром является изменение положений глав 1,2,9 Конституции Российской Федерации. Внесение поправок направление на изменение текста глав 3-8 Конституция РФ, исключение, дополнение, новая редакция какого либо из положений указанных глав.

Правом на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации обладают: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, а также право законодательной инициативы принадлежит Конституционному суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Пересмотр положений глав 1,2,9 не может быть осуществлено Федеральным Собранием Российской Федерации. Это может сделать только Конституционное Собрание.

Федерация – это форма государственного устройства, при которой составными частями государства являются относительно самостоятельные государственные образования – субъекты федерации.

Именно форма государственного устройства закрепляется в нормах основных законов федеративного государства.

Федерализм – это проявление практики установления федеративных отношений, во всём их многообразии: организация и осуществление государственной власти в федеративном государстве на различных уровнях.

Основные принципы российского федерализма:

- государственная целостность;

- единство системы государственной власти;

- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов федерации;

- равноправие и самоопределение народов Российской Федерации, распространение суверенитета на всю её территорию;

- верховенство на всей территории страны Конституции Российской Федерации.

Государственный орган – это учреждение в структуре государства, созданное в установленном порядке, организационно-правовое образование, имеющее собственную компетенцию и наделённое властными полномочиями, по осуществлению определённого вида государственной деятельности.

Наиболее существенный признак – государственно-властныеполномочия. Они осуществляют правотворческую, правоприменительную и правоохранительную деятельность. Государственные органы Российской Федерации составляют единую систему осуществления государственной власти. Под системой государственной органов в Российской Федерации понимается совокупность её федеральных, региональных (субъектов федерации) и местных государственных органов. Под системой федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти следует понимать единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которые, исходя из разграничения полномочий при осуществлении законодательных, исполнительных и судебных функций системы органов государственной федеральной власти имеют свои подсистемы, например суды, имеют подсистемы: суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с общими принципами конституционного строя.

Систему местных государственных органов (органов местного самоуправления) составляют государственные органы, организованные по территориальному или функционально-отраслевому принципу. К ним относятся:

- территориальные органы юстиции;

- внутренних дел;

- финансовые;

- сельского хозяйства;

- образования;

- здравоохранения и другие.

Президент Российской Федерации избирается сроком на четыре года тайным голосованием граждан Российской Федерации. Должен быть гражданином Российской Федерации не моложе 35 лет и постоянно проживать в Российской Федерации не менее десяти лет. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Полномочия Президента Российской Федерации указаны в статьях 80 – 93 Конституции Российской Федерации, основные из них:

- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

- формирует и возглавляет совет безопасности Российской Федерации;

- назначает и освобождает высших должностных лиц вооруженных сил, дипломатических представителей;

- водит военное и чрезвычайное положение в Российской Федерации;

- решает вопросы гражданства и политического убежища;

- награждает государственными наградами и присваивает высшие воинские и специальные звания;

- осуществляет помилование и другие.

- Президент Российской Федерации издаёт Указы и Распоряжения.

Федеральное собрание состоит из двух палат: Совета федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации назначаются по два представителя от каждого субъекта федерации. Один от законодательного и один от исполнительного органов государственной власти субъекта федерации. Государственная Дума избирается сроком на четыре года по партийным спискам года и состоит из 450-и депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21-го года и имеющий право участвовать в выборах. Депутат не может совмещать другие должности, кроме преподавательской, научной иной творческой деятельности. Совет Федерации и Государственная Дума избирают из своего состава председателя и заместителей, образуют комитеты и комиссии.

Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации:

- принимает федеральные законы;

- утверждает Указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и чрезвычайного положения;

- решает вопросы о возможности использования вооружённых сил Российской Федерации за пределами территории России;

- назначает выборы Президента Российской Федерации;

- назначает генерального прокурора Российской Федерации, судей Конституционного суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и другие полномочия, в соответствии со статьями 94-109 Конституции Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации является исполнительным органом и состоит из Председателя, заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы, заместители и федеральные министры - Президентом Российской Федерации, согласие Государственной Думы не требуется.

Основные полномочия Правительства Российской Федерации:

- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет;

- обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- осуществляет управление федеральной общественностью;

- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики;

- осуществляет меры по обеспечению законности прав и свобод граждан, по охране общественного порядка и ряд других;

- принимает Постановления, Распоряжения Правительства Российской Федерации.

Система органов государственной власти субъектов федерации устанавливается ими самостоятельно. Законодательные органы власти субъектов федерации – постоянно действующие, однопалатные, с названиями:

1. Республиканские парламенты;

2. Краевые законодательные собрания;

3. Областные думы;

4. Городские думы (Москва, Санкт- Петербург)

5. Законодательные органы власти автономных округов и областей;

В президентских республиках, которых большинство, полномочия законодательных органов власти субъектов федерации весьма ограничены, они лишены контрольных функций над правительством.

Высшие должностные лица субъекта федерации избираются законодательным органом субъекта федерации по представлению Президента Российской Федерации и их должности именуются:

- Президент, возглавляет правительство и всю систему исполнительной власти субъекта федерации;

- Губернатор является и главой исполнительной власти, при этом в некоторых субъектах Российской Федерации имеется должность председателя правительства;

- Главой субъекта федерации (республики), является гарантом Конституции субъекта федерации, но не является главой исполнительной власти.

Изучить самостоятельно:

- Конституцию Российской Федерации 1993 года;

- Федеральный закон от 10.01.2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 18.05.2005 года № 89-ФЗ «О выборах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

- порядок отрешения Президента Российской Федерации от должности;

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова структура Конституции Российской Федерации 1993 года?

2. Что такое федерализм?

3. Какие признаки федеративного государства?

4. Коков порядок формирования Федерального собрания РФ?

5. Каков порядок избрания и полномочия Президента РФ?

6. Каков порядок отрешения Президента РФ от должности

6. Какой порядок формирования правительства РФ, какие полномочия

правительства РФ?

7. Какова структура органов власти субъектов федерации?

1. Понятие и основные признаки судебной власти.

2. Судебная система, её структура.

3. Правоохранительные органы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: