КАЧЕСТВА ШРИ КРИШНЫ
Поскольку прекрасная форма Кришны и Его Святое Имя неотличны от Него Самого, Его Имя тождественно Его облику. Таким образом, памятование о Кришне и воспевание Его святого Имени рождают в уме преданного прекрасный образ господа. В результате и Имя, и облик Кришны могут занимать ум одновременно, пребывая при этом в полной гармонии.
Кришна обладает 64 божественными качествами. Шрила Рупа Госвами описывает эти качества следующим образом:
«1) Господь очень красив; 2) на Его теле можно обнаружить все благоприятные знаки; 3) Его облик радует глаз; 4) он излучает сияние; 5) Он силен; 6) вечно юн; 7) Он знает множество языков; 8) правдив; 9) приятный собеседник; 10) красноречив; 11) высоко образован; 12) очень разумен; 13) гениален; 14) артистичен; 15) необычайно ловок; 16) искусен в различных делах; 17) благодарен; 18) непреклонен; 19) в совершенстве знает, как поступать согласно времени, месту и обстоятельствам; 20) на все смотрит сквозь призму Вед (священных писаний); 21) чист; 22) владеет собой; 23) решителен; 24) терпелив; 25) снисходителен; 26) непреклонен; 27) самодостаточен; 28) беспристрастен; 29) щедр; 30) религиозен; 31) отважен; 32) сострадателен; 33) почтителен; 34) учтив; 35) терпим; 36) скромен; 37) является защитником тех, кто предается Ему; 38) неизменно счастлив; 39) добр к Своим преданным; 40) им руководит любовь; 41) является всеблагим; 42) могущественен; 43) знаменит; 44) всеобщий любимец; 45) питает слабость к Своим преданным; 46) привлекателен для женщин; 47) является объектом всеобщего поклонения; 48) Он владеет бесчисленными достояниями; 49) почитаем всеми; 50) является верховным повелителем; 51) неизменен; 52) всеведущ; 53) вечно обновляется; 54) является сач-чид-анандой (обладает вечным и исполненным блаженства телом); 55) обладает всеми мистическими совершенствами; 56) повелевает непостижимыми энергиями; 57) является источником бесчисленных вселенных; 58) является изначальным источником всех воплощений; 59) дарует освобождение тем, кого уничтожил; 60) привлекает к Себе освобожденные души».
Ни одно из воплощений Господа не наделено этими божественными качествами в полной мере. Только Сам Шри Кришна обладает всеми этими 64 качествами. Некоторые воплощения, например Нараяна и Рамачандра, наделены 60 качествами, а Брахма и Шива лишь 55, и то частично. Обычным живым существам в той или иной степени присущи лишь 50 вышеперечисленных качеств.
Среди четырех божественных аспектов (Имя, облик, качества и деяния) Святое Имя является изначальным, ибо оно дает возможность воспринимать остальные. Поэтому воспевание Святого Имени имеет для преданных первостепенное значение.
Различные проявления Кришны можно разделить на две различные категории: главные и второстепенные. Поскольку Святое Имя и Господь тождественны, Имена Кришны также могут быть разделены на главные и второстепенные.
Главные Имена Господа (мукхья) – это Имена, которые относятся к вечным лилам Кришны в духовном мире, например, Кришна, Говинда, Гопала, Рама, Гопинатха и другие.
Второстепенные имена (гаунья) характеризуют взаимоотношения Господа с материальным миром. К ним можно отнести такие имена, как Параматма (Сверхдуша), Вишну («всепроникающий»), Ишвара («правитель»); можно добавить к этому списку такие имена, как Аллах («всемогущий»), «Творец» и просто «Бог». Как однажды заметил Шрила Прабхупада, имя «Бог», означающее «благой», - это более абстрактное обозначение по сравнению с каким-либо личным Именем.
Шрила Прабхупада утверждал следующее:
«Можно петь мантру ХареКришна день и ночь, петь и танцевать, и при этом не чувствовать ни малейшей усталости. Но возьмите любое другое имя: полчаса – и все. Надоело».
Имена Кришны подразделяются на главные и второстепенные, поскольку лишь главные Имена позволяют произносящему их обрести любовь к Богу (према пумартхо махан). Основные Имена характеризуют вечные, духовные деяния Кришны, тогда как второстепенные указывают на функции Бога в материальном мире. И поскольку второстепенные имена не пробуждают в человеке интереса к божественным деяниям Кришны, они даруют произносящему их материальные блага, или, в лучшем случае, освобождение. Некоторые псевдоверующие используют Имя Бога в корыстных целях, молясь примерно так: «О Бог, пошли мне белый «Мерседес»!, «Дорогой Бог, сделай меня благочестивым, чтобы я смог отправиться в рай!» Само собой, цель подобных «молитв» – отнюдь не любовь к Богу.
Преданные не должны заниматься деятельностью, целью которой является освобождение. Истинного вайшнава привлекает духовная энергия, чит-вайбхава. В конечном счете, его даже не интересует, как Бог управляет материальным творением. Единственной целью преданного является вечная, духовная реальность.
Когда Шрила Прабхупада проповедовал на Запада, его часто спрашивали, является ли Имя «Кришна» единственным именем Бога. Шрила Прабхупада отвечал, что с таким же успехом можно прославлять любое другое Имя Господа, будь то Аллах, Адонай или Иегова. Шрила Прабхупада очень хотел, чтобы люди, задающие подобные вопросы, стали серьезнее относиться к своей собственной религии.. Однако он не скрывал, «Кришна» – высочайшее из Имен Бога, и тем, кто еще не определился в своих религиозных пристрастиях, он рекомендовал воспевать именно это Имя.