ВОПРОС: Почему человек продолжает воспевать Святое Имя невнимательно, несмотря на то, что постоянно слышит о важности внимательного повторения?
ОТВЕТ: Главная причина в том, что человек забывает о том, почему нужно воспевать Святое Имя внимательно. Во избежание подобной ошибки Шрила Прабхупада рекомендовал произносить перед мантра-медитацией стихи, которые помогают преданным поддерживать должное умонастроение:
Никхила-шрути-маули-ратна-мала-
Дйути-нираджита-пада-панканджанта
Айи мукта-кулайр упасйаманам
Паритас твам хари-нама самшрайами
Этот первый стих «Шри-кришна-намаштаки» Шрилы Рупы Госвами. В нем говорится, что кончиками пальцев лотосоподобных стоп Святого Имени поклоняются сами «Упанишады»; Святому имени поклоняются также все освобожденные живые существа. Второй стих был произнесен царем Парикшитом:
Нивритта таршаир упагийаманад
Бхаваушадхач чхотра-мано-‘бхирамат
Ка уттамашлока-гунануватад
Пуман вираджйета вина пашугхат
Святое Имя передается от духовного учителя к ученику. Прославление Господа доставляет истинное наслаждение тем, кого больше не интересуют ложные, временные материальные ценности. Прославление Господа – подходящее лекарство для обусловленных живых существ, страдающих в круговерти рождений и смертей. Кто же откажется славить Господа, кроме мясника или убийцы собственной души?
|
|
Эти два стиха обращают наше внимание на уникальную природу Святого Имени, помогая нам сохранить умонастроение, необходимое для правильного воспевания мантры.
Кроме того, я хотел бы упомянуть о средствах, которые много раз помогали лично мне. Нередко я говорю о себе, что Господь приходит в материальный мир в трех ипостасях: как Божество, как Святое Имя и как аватара. Святое Имя является самым милосердным воплощением Господа. Размышляя об этом, я не могу оставаться безразличным или невнимательным, поскольку понимаю, что во время мантры-медитации я общаюсь с Кришной. Это мне очень помогает.
Хочется добавить, что каждый преданный должен сам определить метод, который будет для наиболее эффективным. Однако, в любом случае, перед началом повторения следует поразмышлять о Святом Имени и о его духовном могуществе.
КАК ИЗБЕЖАТЬ ОСКОРБЛЕНИЙ?
ПОЗИТИВНАЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
ВОПРОС: Каким образом можно избежать оскорблений?
ОТВЕТ: Для того, чтобы избавиться от оскорблений, нужно вести позитивную духовную жизнь. Тот, кто постоянно боится оскорблений, не может добиться ощутимого духовного прогресса в воспевании Святого Имени. В качестве иллюстрации можно привести следующую историю. Многоножка умела очень красиво танцевать. Жаба, не раз наблюдавшая за ее танцами, позавидовала Многоножке и решила досадить ей. Жаба могла бы просто подойти к бедной Многоножке и растоптать ее, однако вместо этого она придумала коварный план.
|
|
Хитрая Жаба написала Многоножке такое письмо: «Дорогая Многоножка, ты, несомненно, лучшая танцовщица во всем лесу и твои танцы – воплощение изящества. Однако у меня возник вопрос: когда ты танцуешь, ты сначала поднимаешь 52-ю ногу, а затем переходишь на другую сторону с помощью 56-й ноги, или же ты начинаешь с того, что вращаешь свою 200-ю ногу, а затем возвращаешься к 150-й? И подпись: Искренне твоя, Болотная Жаба».
Многоножка внимательно прочитала письмо и задумалась. Когда собрались почитатели ее таланта, она стала танцевать, однако зрители вскоре поняли, что происходит что-то странное. Вместо того, чтобы действовать по вдохновению, Многоножка напряженно размышляя; «Следует ли мне начать с 52-й ноги или же медленно вращать 200-ю? В самом деле, как я танцую?»
Совершенно запутавшись в этих мыслях, Многоножка шаталась и спотыкалась. «Что с ней случилось?» – в изумлении спрашивали друг друга обитатели леса. А торжествующая Жаба поняла, что достигла своей цели.
То, что произошло с Многоножкой, называется аналитическим параличом (на английском – «paralysis through analysis»). Если человек начинает слишком много думать о чем-то, это приводит к печальным последствиям. Если преданный думает только о том, как бы не совершить какого-нибудь оскорбления, он не может воспевать Святое Имя должным образом. Этот принцип, кстати, касается и всех остальных форм деятельности: если постоянно опасаться совершения той или иной ошибки, будет крайне трудно следовать путем сознания Кришны. Нужно думать о Кришне и посвящать Ему плоды своей деятельности. Тогда не нужно будет страшиться ошибок и разочарований.
Очень важно, чтобы преданный жил позитивной духовной жизнью, не думая постоянно о том, «как бы чего не вышло». Вместо того, чтобы думать о том, как бы не оскорбить какого-нибудь вайшнава, нам следует ценить всех преданны и служить им. Вместо того, чтобы пытаться теоретически понять, каким образом Святое Имя может быть единым с Кришной, нам следует с радостью и преданностью воспевать Имя Господа. Вместо того, чтобы размышлять о том, что будет, если вы сможете следовать указаниям гуру, нужно понять, что гуру – наш лучший друг, и думать о том, удовлетворить его.
Чтобы избежать ошибок, мы должны изучать священные писания, стараясь воплотить в жизнь каждое их слово. Итак, следует освободиться от концепции «неизбежного греха», противопоставив ей праведную жизнь и безупречное поведение.
ПОЧЕМУ ВО ВРЕМЯ ВОСПЕВАНИЯ СЛЕДУЕТ ДУМАТЬ О ГОСПОДЕ?
ВОПРОС: Я слышал, что человек, повторяющий Святое Имя с оскорблениями, занимается лишь видимостью воспевания, поскольку Господь не присутствует в подобной звуковой вибрации. Так ли это?
ОТВЕТ: Да. Шрила Бхактивинода Тхакур говорил: Намакшара бахир хайа нама нахи хайа. Механическое повторение слогов Святого Имени вовсе не является истинным воспеванием. Для того, чтобы Кришна появился перед нами, мы должны привлечь его своей искренностью и любовью. Шрила Прабхупада писал:
«Процесс преданного служения – великая духовная наука, фундаментом которой является слушание и воспевание. Возрождение дремлющей в нас любви к Богу целиком зависит от беспричинной милости Господа. Если Господь доволен искренними стараниями преданного, Он может даровать ему сокровище преданного служения».
МОГУЩЕСТВА ПАНЧА – ТАТТВА - МАХА – МАНТРЫ
ВОПРОС: Я слышал, что повторяя панча-таттва-маха-мантру можно нейтрализовать все оскорбления Святого Имени. Так ли это?
ОТВЕТ: По милости Шри Чайтаньи Махапрабху и панча-таттвы даже самые падшие живые существа Кали-юги могут воспевать Святое Имя Господа без оскорблений. Однако не следует продолжать совершать новые оскорбления по мере избавления от старых.
|
|
Этот момент ярко иллюстрирует история Джагая и Мадхая. Прежде чем простить двух этих грешников и принять их в число Своих слуг, Господь Чайтанья поставил им два условия: первое – они должны воспевать Святое Имя и второе – они никогда более не должны грешить. Если человек продолжает совершать оскорбления, несмотря на милость Шри Чайтаньи Махапрабху и его спутников, панча-таттвы, он никогда не достигнет желаемого результата – любви к Кришне.