Основные элементы рыночного механизма

Рынок

Важнейшими условиями возникновения рынка являются:

1. Общественное разделение труда и специализация

2. экономическая обособленность или хозяйственная автономия - это означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности.

3. свободный обмен ресурсами – который позволяет сформироваться свободным ценам, которые будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективное направления их деятельности.

Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы:

­ домашние хозяйства – основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики; В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиком факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и других факторов производства деньги расходуются на удовлетворение личных потребностей (а не наращивания прибыли).

­ Бизнес (предприятие) – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение собственного или заемного каптала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

- Правительство – реализует функции государственного регулирования экономики.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида базируется на трех элементах:

1. Цена – это пропорция обмена товаров на деньги. Цена – это также информационный сигнал («симптом экономического выравнивания»), который подсказывает субъекту рыночного хозяйства наиболее выгодное направление его деятельности.

2. Спрос и предложение

3. Конкуренция - взаимная борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства. Адам Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой», которая способствует автоматическому регулированию рынка. Принцип невидимой руки: «Любой экономический субъект действуя в своих личных интересах увеличивает общественное благосостояние в большей степени, чем при целенаправленных усилиях государства по его повышению». Важна т.к. заставляет предпринимателей эффективнее использовать ограниченные ресурсы.

Конкуренция бывает добросовестная и недобросовестная. Добросовестная – когда потребитель завоевывается на основе улучшения каках-либо характеристик товара (качество продукции, удобство в использовании, долговечность и т.д.) недобросовестная – когда доля рынка завоевывается мнимым путем обманным.

4. Рыночная инфраструктура – рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: