Основы теории спроса и предложения

Несовершенная конкуренция

Основные типы рыночных структур

Существую рынок совершенной и несовершенной конкуренции.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной или совершенной конкуренции, которая характеризуется:

· множество покупателей и продавцов;

· высокая мобильность факторов производства;

· отсутствие барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

· однородность (стандартность) продукции

· равный доступ всех участников рыночных отношений к информации;

Чистая монополия – это ситуация, когда на рынке действует единственный продавец, полностью контролирующий объем реализации, уровень цен, причем у продукции нет близких заменителей. Поскольку устанавливает высокая цена, то Для увеличения объема продаж используется ценовая дискриминация – т.е. продажа одного и того же товара по разным ценам разным категориям покупателей.

Монопсония – ситуация – когда на рыке единственный покупатель – строится завод, вокруг него формируется городок. Этот завод является единственным покупателем рабочей силы на данной территории.

Олигополия – это ситуация, когда на рынке несколько крупных производителей (автомобилестроение), которые взаимозависимы между собой.

Монополистическая конкуренция – на рынке действует значительное число предприятий, которые производят дифференцируемую продукцию. При чем дифференциация может происходить как на основе реальных различий, таки мнимых различий (парфюмерно-косметическая промышленность, легкая и т.д.).

Основным критерием монопольного положения фирмы на рынке – является объем продаж.

Спрос – это отношение между ценой товара и его количеством которое покупатели хотят и в состоянии приобрести.

Существует закон спроса, который утверждает, что чем ниже цена товара, тем большее его количество хотят приобрести покупатели при прочих равных условиях. Т.е. это обратная связь между ценой товара и его количеством.

Зависимость количества проданных благ от их цены может быть изображено графически с помощью кривой спроса.

Если изменяется только собственная цена товара, то изменяется первоначальное положение потребителя на кривой спроса (рис.1). Если же изменяются прочие факторы, то происходит смещение первоначальной кривой спроса (рис.2).

Неценовые (прочие) факторы:

I – доход потребителей; Спрос на товар повышается, при увеличении дохода и сокращается при его уменьшении.

Z – вкусы и предпочтения потребителя (субъективный фактор, но необходимо учитывать т.к. циклично оказывает влияние на объем потребительского спроса)

W – потребительские ожидания

Ps – цены товаров – заменителей (субститутов). Товары-заменители – это товары, которые могут замещать друг друга в процессе потребления и для потребителя безразлично какой товар предпочесть (чай, кофе) При повышении цены на один товар, спрос на другой товар будет возрастать, т.к. он (товар) становится относительно дешевле.

Pc – цена товара - дополнителя. Товары - дополнители используются в потреблении только совместно. При повышении цены на товар – дополнитель, спрос на данный товар сокращается.

N – число потребителей

B - все прочие факторы.

Предложение – это отношение между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут реализовать.

Закон предложения утверждает, что при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем большее его количество хотят реализовать продавцы. Т.е. закон предложения характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товара.

Если изменяется только собственная цена товара, то изменяется положение продавца на первоначальной линии предложения (Рис.1). Если изменяются прочие факторы, то изменяется положение кривой предложения (рис.2).

Кроме цены на объем предложения могут оказывать влияние и другие факторы:

P r – цены ресурсов

K – характер используемых технологий

T – налоги и субсидии

N – количество производителей;

B – прочие факторы.

Коэффициент, показывающий реакцию потребителя (спрос) и/или производителя (предложения) - коэффициент эластичности. Он показывает относительное изменение объема спроса и/или предложения на изменеие цены товара.

При взаимодействии спроса и предложения на рынке формируется рыночное равновесие. Рыночное равновесие существует тогда, когда цены устанавливаются на таком уровне, что объем спроса равнее объему предложения.

Если цены устанавливаются на уровне выше равновесного Р1, тогда на рынке получается перепроизводство. Если цены устанавливаются на уровне ниже равновесно – Р2, объем спроса больше объема предложения – на рынке образуется дефицит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: