Определение главных породообразующих минералов по простейшим признакам
Таблица 1.
Название минерала, формула, генезис | Форма кристалла | Цвет, Прозрачность | Блеск | Спайность, излом | Твердость по шкале Мооса | Магнит- ность | Реакция с НСl | Практическое применение |
2. Последовательно определяют и записывают в журнал форму кристаллов и др. признаки по таблице. 1 и п. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
3. При определении минералов по внешним признакам следует придерживаться следующей схемы: блеск--- твердость---- цвет----спайность (излом)
4. По твердости делят на 4 группы:
-. мягкие -ноготь оставляет на них черту, пачкают руки, ими можно писать.
- средней твердости - оставляет царапину на ногте.
- твердые - оставляют царапину на стекле
- очень твердые - имеют неметаллический блеск
Определяют твердость минерала по шкале Мооса:
Таблица 2. Относительная твердость минералов (шкала Мооса)
По шкале твердости Мооса | По полевой (приближенной) шкале |
1 – тальк (каолинит) | Пишет на бумаге, и царапается ногтем |
2 – гипс (галит, мусковит) | Царапает бумагу, и царапается ногтем |
3 – кальцит (биотит) | |
4 – флюорит (доломит, ангидрит, серпентин) | Чертится стальным ножом |
5 – апатит | |
6 – ортоклаз | Оставляет царапину на ноже, стекле |
7 – кварц | Чертит стекло, самый твердый из широко распространенных |
8 – топаз | |
9 – корунд | Режет стекло |
10 - алмаз |
«Полевая» шкала твердости
Бумага | 1-1,5 |
Ноготь | 2,5 |
Медная монета | |
Железный гвоздь | 4-4,5 |
Стекло | |
Перочинный стальной нож | До 6 |
Стальной напильник | 6,5-7 |
5. По «Определителю минералов» (табл.4), используя проведенное диагностическое описание, находим название минерала, его химическую формулу, происхождение, по табл.8 - практическое использование.
Контрольные вопросы
1. Что такое минерал? Роль минералов в образовании горных пород.
2. Физические состояния минералов (примеры).
3. Кристаллические и аморфные минералы.
4. Агрегатное состояние минералов.
5. Отличие спайности от излома.
6. Шкала твердости Мооса (наизусть).
Примечание: ответы на эти и последующие вопросы одновременно является домашним заданием.
Занятия 2,3.
Цель работы – изучить классификацию и уметь определять минералы по определителю, приобрести навыки распознавания основных породообразующих минералов, пород, используемых как стройматериалы и как сырье для изготовления их.
Необходимое оборудование и принадлежности на бригаду
1. Коллекция минералов (силикаты): альбит, анортит (лабрадор), ортоклаз (амазонит), мусковит, биотит, каолинит, монтмориллонит, тальк, кальцит, доломит, кварц (кремень), магнетит, лимонит, гипс, ангидрит, галит.
- Остальные принадлежности по работе №1
1. Изучение минералов из коллекции, определяя их простейшие признаки, которые записывают в журнал в форме таблицы 2.
2. Сопоставляя свои записи и наблюдения с описанием в «Определителе минералов» (табл.4), устанавливают название минерала, вписывая его в графу 1 таблицы 1 совместно с химической формулой, например, альбит Na[AlSi3O8].