Правовое государство: понятие и принципы

Большинство современных государств в конституциях позиционируют себя как правовые. Категория «правовое государство» появилась в немецкой науке XIX века и получила распространение в системе континентального права. В англо-саксонской системе принят термин rule of law правление права »). Первые идеи правовой государственности появились ещё в античности. Так для пифагорейцев идеальным государственным устройством представлялся полис, где жизнь определялась справедливыми законами, а для Платона государства делятся на два вида ( одни зависят от воли правителя, в других – законы выше воли правителей ). Эпоха Просвещения принесла теорию разделения властей ( Ш. Монтескье ), обеспечение прав и свобод граждан ( А. Гамильтон ). Классическая немецкая философия привнесла в теорию правового государства идею ( разделение властей как гарантия публичной свободы, государство как наиболее развитая действительность свободы и права ). В XX веке появилась « чистая теория права » Г. Кельзена, которая считала правовым любое государство, где исполняются законы независимо от их содержания.

Концепции правовой государственности прошли долгий путь исторического развития, выработав ряд признаков, определяющих государство как правовое:

1. Верховенство права. Право следует понимать в широком смысле, как систему общечеловеческих ценностей, защищенную позитивным правом, которая должна обеспечиваться законной государственной властью. Государство связано правом.

2. Верховенство закона. Закон имеет общеобязательный характер независимо от социального, должностного и иного статуса, вместе с тем если закон не соответствует общей идее права как системе нравственно-правовых ценностей, закон принято неправовым, что дает возможность гражданам и должностным лицам воспользоваться легитимным способом блокирования действия такого закона ( запрос федерального судьи в Конституционный суд РФ о соответствии статьи подлежащей применению в процессе Конституции РФ ).

3. Разделение властей. Классическая теория разделения властей предполагает строгое разделение функций законодательной, исполнительной и судебной властей для недопущения узурпации ( монополизации ) власти. С течением времени теория была дополнена «системой сдержек и противовесов», позволяющей корректировать несовершенство результатов деятельности отдельных ветвей власти и исключающей возможность произвола отдельной ветви власти.

4. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы должны не только провозглашаться, но и иметь реальный механизм их реализации и гарантии защиты, т.е. государство, как правовое, обязано декларировать права ( информировать о правах население ), создавать условия для их обеспечения ( организационные, финансовые и нормативно-правовые ) и осуществлять охрану прав на внутригосударственном уровне и содействовать применению международных механизмов защиты прав человека.

5. Взаимная ответственность человека и государства. Принцип предопределяет не только ответственность человека в случае нарушения установленных законом правил поведения, но также ответственность государства при нарушении прав и законных интересов человека и гражданина ( обязанность реабилитации незаконно осужденных и компенсации нанесенного морального и физического вреда ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: