Там же. Л. 15, 29. 53, 60.
Вклад черносошных крестьян в общегосударственный доход
Глава 4
1Ѳ7
него ж старосты в приходе в другой побор, что брал по мирскому
приговору на земской всякой нирской расход... У него же Рос-
путы в приходе...» (далее следуют еще пять подобных эапи-
сей)�� - Таких указаний нет в расходных книгах устюжского и то-
темского старост. Во-вторых, староста Роспута группирует записи
своей книги по «тематическим» рубрикам, а внутри — ведет их
по календарной хронологии. Каждый такой раздел книги имеет
свой заголовок и начинается с нового листа: «Росход съезжие из¬
бы подьячим и земскому дьячку и счетным дьяком от счету» или
«Росход всякой земьской и к Василью Петровичу Отяеву» или
«Росход таможенным приставом и покупка и поделка и милосты¬
ня в тюрьму и в богадельню» и, главное, «Расход к воеводе Пет¬
ру Никитичю Веснину и подносы хлебом и колачами н мясом и
рыбою и к столам деньгами и по приговорам»�®. Вот эти-то тра¬
|
|
ты, столь подробно и колоритно, с современной точки зрения,
обозначенные старостой Роспутой, превалируют в расходных кни¬
гах, Задержусь еще на приходных книгах тотемского старосты И.
Спасского. Называя себя книгами, что следует из их заголовков
«Книга приемная земского старосты Ивана Афонасьева сына
Спасского на 184-й (1675/76) год другого побору по осми рублев
с сошки»�', они представляют собой тетради, составлявшиеся для
приема каждого из поборов. Сохранилось три такие тетради на
четыре побора: второй, как следует из приведенного только что
заглавия, третий и четвертый, находящиеся в одной тетради�®, и
седьмой, который также означен в заглавии, Тетрадь, содержащая
два побора, не имеет заглавного листа, подобного тетрадям с за¬
писями второго и седьмого сборов. Лист утрачен, судя по удосто-
верительной собственноручной записи И. Спасского, которая на
чинается с части слога (зе]мъ[ской]. Все тетради имеют по листам
скрепы, основной же текст всех приходных книг написан одним
почерком, беглым и размашистым, я бы сказала, профессиональ¬
но-писарским. Книги велись в соответствии с административным
делением уезда — посад и волости, причем записи по каждой из
волостей начинаются с отдельного листа. Для каждой волости
обозначены размеры оклада в сошках и рублях: «С Тотьмы с по¬
саду с полуторы сошки 12 рублей»; чС волости с Окологородья с
полуторы сошки 12 рублей». Под такими посошно-денежными по-
РГАДА, Ф, 137. Сольвычегодск. М» 23-6, Л. 3-4 об.
же. Оп, 2, X? 179; Тотьма. № 70, Л, 1,
казателями окладов по мерс поступления денег заносились сведе¬
|
|
ния об их приеме: «В то число платил целовальник...» и выдаче
ему подтверждающей отписи�. Волости с крупным окладом каж¬
дый побор платили в несколько приемов, даты которых также
указывались.
Сравнение текстов всех тетрадей показало, что находящиеся в
одной тетради два побора являются третьим и четвертым, а всего
их было семь. Из них я располагаю четырьмя, отсутствуют пер¬
вый, пятый и шестой. Книги тотемского старосты подлинные, од¬
нако они черновые, в них есть зачеркнутые места, сделанные для
памяти записи, подсчеты. Тетради были той первоосновой, по ко¬
торой составлялись приходные книги набело. Наблюдения над
текстом приходных книг убедили также в том, что сначала по всей
тетради разносились показатели окладов всех волостей (они напи
саны всегда вверху листа) и далее оставлялись чистые страницы
для записей о приеме денег. Об этом говорят незаполненные тек¬
стом пространства страниц и уплотненное письмо на некоторых
листах, предшествующих записям поступлений с новой волости.
Итак, разные ячейки феодального общества — монастырска\
вотчина, и крестьянская общииа, черносошная или владельческая,
создали в результате своей деятельности одинаковые документы
— приходные и расходные- книги, И община как объединение
мелких производителей, и монастырская вотчина как корпоратив¬
ный собственник были производственно-экономическими структу¬
рами; а крестьянская община монастыря и сам монастырь как хо¬
зяйственный комплекс находились в соподчинении и взаимосвязи,
представляя собой единицы разных рангов. —�
Однако приходо-расходные книги отложились и в непроиз¬
водственной сфере жизни ХѴП в. Их вели в центральных учреж¬
дениях — приказах и приказах-четвертях, а также в местных уч¬
реждениях — приказных избах. Книги приказов достаточно давно
известны, но сравнительно слабо введены в научный оборот. Уже
А. С. Лаппо-Данилевский, П. Н. Милюков, С. Б. Веселовский по
достоинству оценили сведения книг и их важность для историчес¬
кой науки. Недостаточное использование книг объяснялось неудов-
летворительносгью справочного аппарата, имевшегося в архиве
(вплоть до начала Великой Отечественной войны)�®. В 60-70-е гг.
положение изменилось, но эти источники все еще не нашли должного
применения. В изданиях Русской исторической библиотеки
� Таи же. ф. 137. Тот�иск, бі�а. Л. 2-Э об.