Обычай - это правило поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения

Обычаям, в отличие от более ранних правил поведения, присущи некоторые особенные признаки.

1. Обычаи регулируют устойчивые общественные отношения, которые складываются на протяжении длительного периода времени, в течение жизни нескольких десятков поколений. Одним словом, за каждым обычаем тянется большой исторический шлейф.

В этом плане показателен пример, приводимый исследовательницей африканских обычаев И.Е. Синицыной. Расскажем подробнее о нем.

Дело происходило в наше время, в 1979 г. в Кении. Умер известный кенийский адвокат С.М. Отиино, который родился в африканском племени луо. Вдова адвоката намеревалась хоронить мужа на принадлежавшей ему земле под Найроби - городе, где он всю жизнь жил и работал. Кстати, она вместе с мужем занималась частной адвокатской практикой и являлась совладельцем их юридической конторы. Вдова избрала христианский обряд, что соответствовало образу жизни европеизированной четы. Однако большая семья луо этому воспротивилась и потребовала совершить похороны по обычному праву луо, и не в Найроби, а в деревне Луоленде, которую адвокат покинул еще в ранней юности. Помимо вопросов, связанных с захоронением умершего адвоката, попутно возник и вопрос о судьбе его вдовы. Ведь согласно африканским обычаям, идущим еще из глубокой древности, старейшины рода решают, кто из родственников унаследует принадлежавшую покойному собственность, а также вдову и неженатых детей.

Решение суда первой инстанции основывалось на нормах общего права. Апелляционный же суд рассмотрел это дело, руководствуясь нормами африканского обычного права, и распорядился передать тело покойного для похорон в Луоленде. Подчеркивание значения обычного права в нашумевшем процессе было вызвано тем, что правительство Кении проводило политику утверждения национальной самобытности, защиты национальной культуры.

2. Обычаи становятся всеобщими в силу многократного их применения и повторения людьми, проживавшими на разных исторических этапах. Вот почему они прочно входят в сознание людей и становятся привычкой. Обычай иначе можно определить как стереотип поведения.

3. Обычаи выражают какую-то жизненную закономерность, нарушение которой грозит серьезными последствиями для человеческого рода, например, передача имущества умершего близким родственникам, воспитание детей матерью и др. В отличие, допустим, от ритуалов, обычай непосредственно затрагивает содержание общественных отношений и поэтому включается в систему практической деятельности людей.

Чтобы проиллюстрировать это, рассмотрим конкретный обычай почитания старшего. Этот обычай существует и в нашем обществе, правда, он имеет сейчас иное значение. Но идет он из глубокой древности. В течение нескольких столетий деспотическая власть старшего в крестьянской общине или семье была крайне нужной, единственно возможной и разумной. Ведь семья была главной производственной ячейкой, создававшей все необходимое для своего существования. Семья - хозяйство, семья - для хозяйства. Делая одну работу, надо видеть другую, третью, десятую и непрерывно думать, как распределить и организовать труд, чтобы у каждого была своя роль и чтобы все тянули в одну сторону... Земледелие и скотоводство требуют огромной массы знаний и навыков, с которыми никто не рождается. Кто мог передать эти знания и умения членам семьи? Только самый старший, кто уже немало прожил и впитал в себя опыт поколений.

Но задумаемся, все ли обычаи разумны? В чем, например, смысл обычая, подкрепленного впоследствии христианской религиозной нормой, согласно которому весной принято потреблять постную пищу? Заботой о здоровье людей, скажет большинство наших современников. Вряд ли. Вспомним, что в пору возникновения христианства сытость отнюдь не "угрожала" древним людям. Посты приурочивались к тем периодам года, когда с едой было плохо. У многих эскимосских племен запрещалось есть в один день рыбу и мясо - сезоны рыбной ловли и охоты на животных не всегда совпадали. Или до сих пор привычное меню ряда европейских народов сохраняет следы старого и очень распространенного правила - не смешивать мясные и молочные продукты.

Правила, введенного явно с расчетом: когда много молока, скот можно и поберечь. Итак, в разумности обычаям явно не откажешь.

4. В обычае воплощается авторитет всего общества в целом, все члены которого убеждены в необходимости и непогрешимости каждого из обычаев, составляющих строгую систему. За нарушение большинства обычаев даже не предусматривается наказание.

В связи с этим весьма показательна следующая история, рассказанная этнографом Л.В. Шапошниковой, жившей в селении племени тода в Индии.

Человек из соседнего племени бадага обидел отца восемнадцатилетнего тода по имени Мавиаркутена, а при встрече грубо оскорбил его самого. Юноша не выдержал и бросился на оскорбителя. В драке бадага был убит. Родственники и соседи убитого были приглашены на совет племени, собравшийся обсудить это событие.

- Бадага вели себя вежливо и спокойно, - говорили они. - Никто из нас туда не пойдет. Всем известно, что покойный был грубым и жадным человеком. Он обманывал... Тода никогда с нами так не обходились, как... этот бадага. Терпение когда-то должно было кончиться. Пусть... заплатит вдове сколько может.

Бадага не обвиняли убийцу. Они простили его. Но собственное племя не простило Мавиаркутену этого. И сам он не нашел себе оправдания. Отец поседел, мать не хотела смотреть на сына, родственники не приходили в селение, девушки избегали парня. И он больше не гонял буйволиц на пастбище, а бродил по джунглям. И через несколько дней покончил с собой1.

5. Еще одно обстоятельство следует отметить: обычаи, регулирующие одни и те же общественные отношения, очень разнообразны у разных народов. Это заметил еще Геродот, предпринявший путешествие по разным континентам. Вот что он писал: "Царь Дарий во время своего правления велел призвать эллинов, бывших при нем, и спросил, за какую цену согласны они съесть своих родителей. А те отвечали, что ни за что на свете не сделают этого. Тогда Дарий призвал индейцев, которые едят тела покойных родителей, и спросил, за какую цену они согласятся сжечь на костре своих покойных родителей. А те громко вскричали и просили царя не кощунствовать".

Еще один пример. У народов, занимающихся земледелием, конокрадство - тягчайший проступок. В старой России конокрадов нередко убивали на месте, и это в стране, где жалость к пойманным преступникам, как давно отмечалось, была характерна для народа. Лошадь для земледельца необходима в труде, и лошадей в хозяйстве немного, по большей части одна-две. У кочевников же, где лошадей много и их роль иная, захват чужих лошадей - это скорее лихачество, подвиг, во всяком случае, наказание там никогда не было столь суровым.

6. Обычай - это универсальное средство регулирования первобытного общества, с помощью которого опосредовались все стороны человеческого бытия:

  • а) распределение повседневной работы (например, женщинам отводилась более скромная, но не менее трудная роль. К обязанностям женщин того периода относились многие сельскохозяйственные работы, посев и сбор урожая, особенно овощных культур, прополка, помол зерна, поддержание в очаге огня, сбор топлива для очага, доставка воды, приготовление еды и т.д. Женщина отвечала за благополучие детей, заботилась об их одежде, ухаживала за ними. На мужчин возлагалась обязанность по расчистке участка, выполнению тяжелых работ, добыванию мяса и рыбы, по производству основных продовольственных культур, которые шли на пропитание семьи и др.);
  • б) урегулирование ситуаций, связанных со смертью главы семьи (например, наследник обязан был взять в жены вдову родственника, что соответствовало пословице: "Тот, кто берет ружье покойного, берет и его вдову");
  • в) и другие.

Одним словом, возникновение обычаев - это крупное достижение человечества! И нет ничего удивительного в том, что они очень скоро выдвинулись на первое место в системе социального регулирования первобытного общества.

1См.: Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. М., 1984. С. 173.

6.7. Религиозные нормы

Разумеется, религия не была вечным спутником человечества. Однако религиозные нормы появились очень давно, с незапамятных времен. Когда конкретно, сказать трудно. Вероятно, с тех пор, как человек стал рефлексировать (лат. reflexio - отражение, размышление, анализ собственного психического состояния), т.е. осознавать себя человеком и задумываться о том, что его окружает. Окружали же человека неведомые силы, силы природы, тягаться с которыми человеку было явно не под силу. В борьбе с окружающей природой люди часто ощущали свое бессилие и несли тяжелые потери. Но их знания еще были слишком несовершенны, чтобы рационально объяснить причину такого рода неудач. Вместо этого они давали им объяснение иррациональное, искаженное, фантастическое.

Вот почему эти неведомые силы человек считал могущественными (и совершенно заслуженно), приписывая им неземную, божественную сущность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: