Новый курс» Ф. Рузвельта и развитие социального законодательства в США в первой половине XX в

«Но́вый курс»— название экономической политики, проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельта начиная с 1933 г. с целью выхода из масштабного экономического кризиса (Великая депрессия), охватившего США в 1929—1933.

Экономические программы «Нового курса» были проведены через Конгресс во время первого президентского срока Рузвельта в 1933—1936 гг. Их целью было облегчение положения безработных, восстановление экономики и реформа финансовой системы с целью предотвращения повторения Великой депрессии. Поддерживавшая «Новый курс» Рузвельта демократическая партия выражала интересы белых южан, этнических меньшинств и профсоюзов. Республиканская партия в этот период была расколота, часть республиканцев оставалась в оппозиции политике Рузвельта, считая, что она противоречит интересам бизнеса, а вторая часть частично поддерживала ее. Сторонники реформ сформировали «коалицию нового курса», выступавшую на выборах единым фронтом до 1960х годов, но уже с 1938 г. и по 1964 г. Конгресс контролировала оппозиционная «консервативная коалиция». В результате многие экономические программы «Нового курса», такие как программа трудоустройства безработных, были свернуты к концу Второй мировой войны. Тем не менее, часть нововведений Рузвельта, например, программа социального страхования, Федеральная корпорация по страхованию вкладов и Комиссия по ценным бумагам и биржам действуют до сих пор.

92. Веймарская республика Германии. Конституция 1919 г.

историографическое название немецкого государства в 1919—1934 годах в честь учредительного собрания, созванного в Веймаре для принятияновой конституции.

Веймарская республика — германское государство в 1919—33 гг., которое в соответствии с конституцией Германии, принятой 31 июля 1919 г. в Веймаре Национальным собранием (избрано в январе 1919 г.), было конституировано в форме демократической парламентской федеративной республики: глава государства — выборный президент; рейхстаг, избиравшийся всеобщим голосованием, обладал более широкими полномочиями, чем в кайзеровской Германии; президент назначал рейхсканцлера (глава правительства). В 1919—1933 гг. 21 раз сменился кабинет министров, 8 раз переизбирался рейхстаг (в том числе 4 раза в 1930—33 гг.). В условиях обострения левого и правого политического радикализма, а также роста сепаратизма и ослабления централизма (Бавария и др.) в Веймарской республике в 1919—1923 гг. развивалась галопирующая инфляция, возник острый экономический кризис. Несмотря на относительную стабилизацию экономики в 1924—28 гг. с помощью иностранных займов и кредитов (в 1926 г. Германия вступила в Лигу Наций), в стране нарастал государственный кризис, который усугубился на фоне мирового экономического кризиса 1929—33 гг.: с 1929 г. хозяйственная жизнь в Веймарской республике была парализована, число безработных составило свыше 6 млн.чел. На выборах в рейхстаг в июле 1932 г. Национал-социалистическая партия получила 230 депутатских мест из 601 (на выборах в ноябре 1932 г. — 196 из 584). 30 января 1933 г. рейхсканцлером стал глава этой партии А. Гитлер, что знаменовало собой конец Веймарской республики

С принятием Веймарской конституции Германская империя впервые получила парламентскую демократию с закреплёнными в конституции основными либеральными и социальными правами. На общегосударственном уровне законодательную деятельность в форме имперских законов осуществлял выбираемый каждые четыре года рейхстаг, который также принимал государственный бюджет и смещал с должности рейхсканцлера и любого из министров правительства по схеме деструктивного вотума недоверия. Рейхсканцлер подчинялся не только рейхстагу, но и рейхспрезиденту, имевшему право назначать рейхсканцлера и отправлять его в отставку. Рейхспрезидента, занимавшего в государстве обособленное и потенциально могущественное положение, в литературе часто сравнивали с кайзером и даже называли эрзац-кайзером. Он избирался на прямых выборах сроком на семь лет и мог с согласия рейхсканцлера объявить в стране чрезвычайное положение, на время которого в стране временно прекращали своё действие основные конституционные права. Возможному сопротивлению этому решению со стороны рейхстага противопоставлялось право рейхспрезидента на роспуск парламента. Эти серьёзные ограничения демократии сделали возможной фактическую самоликвидацию демократического строя после назначения рейхспрезидентом Гинденбургом на пост рейхсканцлераАдольфа Гитлера в январе 1933 года. В основе конституции был положен правовой позитивизм, означавший, что изменения в конституцию (ст. 76) могли носить неограниченный характер.

31 июля 1919 года Веймарская конституция в своём окончательном варианте была принята Веймарским учредительным собранием и подписана рейхспрезидентом Фридрихом Эбертом 11 августа. В память о рождении демократии в Германии этот день стал национальным праздником.

93. Государственный строй нацистской диктатуры в Германии, особен-
ности законодательства
.

Фашистская диктатура в Германии в 1933–1945 гг.

30 января 1933 г. президент Германии Гиденбург назначил лидера национал-социалистов Адольфа Гитлера канцлером. Были фактически отменены демократические положения Веймарской Конституции, земли были поставлены под прямой контроль имперского правительства, представленного в лице имперских наместников.

В 1934 г. был ликвидирован орган представительства земель – рейхсрат, а в 1935 г. положением «О германских общинах» были ликвидированы остатки местного самоуправления.

После смерти президента Гиденбурга страну возглавил рейхсфюрер и пожизненный рейсхканцлер Гитлер, который одновременно стал верховным главнокомандующим и военным министром.

Для управления государством в условиях фашистской диктатуры были учреждены следующие органы:

– Министерство общественного просвещения и пропаганды во главе с Геббельсом;

– Имперская палата культуры;

– фашистские молодежные организации (Юнгфольк, «Гитлерюгенд»);

– специальные организации: «штурмовые отряды» (СА), служба безопасности (СС), специальная служба порядка (СД), тайная государственная полиция (гестапо);

– Главное управление имперской безопасности, которое возглавил Гиммлер.

Большое влияние фашистская диктатура оказала и на судебную систему – созданы особые суды для расправы с антифашистами, с 1934 г. начал работу Народный трибунал по вопросам государственной измены, в армии активно действовали военно-полевые суды. В своей деятельности судьи руководствовались принципом полного отрицания личных прав немецких граждан.

Фашисты активно осуществляли государственное регулирование немецкой экономики, так были приняты законы «О подготовке органического построения народного хозяйства», 2Об имперской обороне».


94. Государственное развитие послевоенной Германии. Основной закон
1949 г., его возникновение и основные черты.
Федеративная Республика Германии была провозглашена в 1949 году на территории британской, американской и французской оккупационных зон. Столицей ФРГ стал город Бонн. Франция пыталась отделить от Германии Саарскую область, но в итоге по Люксембургскому договору 1956 года Саарбыл воссоединён с ФРГ

Благодаря помощи американцев по плану Маршалла в 1950-х годах был достигнут быстрый рост экономики (германское экономическое чудо), продолжавшийся до 1965 года. Для удовлетворения потребности в дешёвой рабочей силе ФРГ поддерживала приток приезжих рабочих, в основном из Турции.

Основной закон ФРГ конституция Германии, в которой закреплены основы правовой и политической системы страны. Особое значение в Основном законе страны, пережившей опыт национал-социализма, приобрели основные гражданские права.

Основной закон ФРГ вступил в силу 23 мая 1949 года только на территории западных оккупационных зон, и изначально предполагался его временный характер[1]: ожидалось, что советская зона оккупации Германии вскоре объединится с другими, чем и объясняется такое название конституции[2]. В Основной закон ФРГ в 1949 г. были инкорпорированы статьи 136, 137, 138, 139 и 141 Веймарской конституции, которые действуют до настоящего времени. Прочие нормы Веймарской конституции, не противоречившие Основному закону, действовали в качестве обычного права ФРГ до 60-х годов. В 1957 году в состав ФРГ на правах земли вошел Саар, и Основной закон стал действовать и там. Территория Западного Берлина вошла в Федеративную Республику одновременно с восточными землями. Объединение страны произошло лишь 3 октября 1990 года, и с этого года Основной закон ФРГ стал конституцией всего немецкого народа.[3][4]. Преамбула Закона содержала указание на его временный характер до объединения Германии и принятия новой Конституции. Конституционная комиссия, приступившая к работе после присоединения ГДР к ФРГ в 1990 году, пришла к выводу о том, что необходимость принятия новой конституции отсутствует, и положение о временном характере Основного закона было удалено из преамбулы.

95. Государственный строй ФРГ по Основному закону 1949 г.
(«Боннская конституция») – «Основной закон Федеративной Республики Германии», разработанный в период оккупации Западной Германии войсками США, Великобритании и Франции. К. закрепила установление в ФРГ парламентской республики с федеративным государственным устройством и буржуазно-демократическим режимом. В состав ФРГ вошли 10 земель. Высшим законодательным органом является парламент, состоящий из двух палат – бундестага и бундесрата. Первый избирается гражданами на 4 года, второй формируется из представителей правительств земель. Главой государства является президент, выбираемый Федеральным собранием без прений на пятилетний срок. Ведущую роль в системе исполнительной власти играет правительство во главе с канцлером. Судебная власть осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами и судами земель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: