Конституционные обязанности государства в области социальной политики

Законодательным закреплением обретённой или желаемой и декларируемой гойчивости общества с фиксированием однотипности состояния общества, типа;ударства и типа социальной политики является конституционное оформление иентиров государственного строительства, социального развития и обязанностей;ударства в обеспечении социальных и особенно социально-трудовых прав и)бод граждан, их общностей и социальных групп.

Конституционные обязанности современного российского государства зафик­сированы в Конституции Российской Федерации 1993 г. Эти обязанности выстрое­ны исходя из намерений создать в России социальное государство, в котором по­мимо верховенства закона немалую роль играет механизм так называемого социального партнёрства.

Социальное государство — понятие, призванное подчеркнуть, что социаль­ные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства. Например, статья 7.п.1 Конституции Российской Федерации гласит:

]. «Российская Федерация — социальное государство, политика которого на­правлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Часть 2 той же 7-й статьи Конституции РФ перечисляет основные направления деятельности российского социального государства, гарантии социальной защиты. Из понятия «социальное государство)! непосредственно не проистекает ника­ких правовых следствий и законных обязательств. Однако общее обозначение по­стоянной озабоченности государства социальными проблемами существенно в со­циально-психологическом плане.

Конституция страны содержит положения, фиксирующие обязанности государ­ства в социальной сфере, т.е. обязанности действовать в интересах благосостояния (благоприятного социального положения) граждан и социальных групп.

Социальная политика состоит и в том, что одни социальные группы (и пред­ставляющие их интересы социальные силы) заставляют государство эти обязанно­сти выполнять, а другие группы и силы заставляют государство эти обязанности полностью или частично не выполнять, а то и вообще игнорировать. Чья возьмет в той или иной конкретной ситуации, в тот или иной период, — это зависит от соот­ношения сил политического действия. По-настоящему социальным, как обещает статья 7.п.1 Конституции РФ, государство может стать и быть при равновесии сил политического действия, при равной влиятельности основных социальных сил в обществе. Если силы существенно не равны, то нет и социального государства.

К числу демократических завоеваний 90-х годов следует отнести новое отно­шение государства к международным социальным документам, принципам и нор­мам. Статья 15 Конституции РФ (её часть 4) определяет:

«Общепризнанные принципы и нормы международного права И международ­ные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой сис­темы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.»

Для проблематики социальной политики первостепенное значение имеют такие международные акты о социальном развитии и правах человека, как:

• Всеобщая декларация прав человека (ООН, 10 декабря 1948 г.);

• Другие документы, составляющие Международный билль о правах человека;

• Копенгагенская декларация о социальном развитии (1995);

• Документы Совета Европы, в том числе Европейская социальная хартия, под­
писанная Россией в 2000 г., по ожидающая ратификации;

• Документы Организации по безопасности н сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);

• Документы СНГ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: