Правоотношения

Этапы законотворческого процесса в Российской Федерации

Основные этапы законотворчества в Российской Федерации

Правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов по изданию правовых норм.

Законотворчество – это деятельность парламента и президента по принятию законодательных актов.

Законопроект не является законом, пока он не подписан президентом.

1. Предпроектный. В обществе возникает потребность урегулировать с помощью правовых норм определённые социальные отношения. Потребность в регулировании общественных отношений может оцениваться как обществом, например через СМИ, так и государством.

2. Проектный

1) Внесение в правотворческий (законотворческий орган (парламент)), проекта закона субъектом законодательной инициативы. Вносить проекты законов может вносить: президент, правительство, Совет Федерации и его члены, депутаты Государственной Думы, законодательные субъекты Российской Федерации и высшие суды (по предметам их ведения). Закон о бюджете вносит только правительство.

2) Рассмотрение законопроекта в комитатах и комиссиях Государственной Думы (которые формируются по профильному принципу - комитет по бюджету и налогу, комитет по делам семьи, женщин и детей, комитет по образованию) с целью проанализировать его содержание и предложить наиболее эффективные средства регулирования данного вида общественных отношений. Во всех комитетах основная роль принадлежит председателю. Ключевая роль на этой стадии принадлежит комитету Госдумы по законодательству – это комитет, через который проходят все законопроекты.

3) В случае положительного заключения на законопроект профильного комитета и комитета по законодательству, законопроект поступает на общее обсуждение на заседании Госдумы, либо на совместном заседании двух палат. На данной стадии может быть два варианта событий:

1 – Принятие законопроекта в первом чтении

2 – Законопроект возвращается на доработку в профильный комитет Госдумы с последующим прохождением процедуры обсуждения в комитетах и комиссиях. Законопроект возвращается обратно в профильный комитет и создаётся группа депутатов. Которая должна учесть эти замечания, дорабатывают их.

Если законопроект не принимается в третьем чтении – он выбраковывается. Для принятия Госдумой простого федерального закона необходимо 226 голосов. А для принятия федерального конституционного закона необходимо 2/3 голосов (300) – конституционное большинство.

Федеральный конституционный закон – это закон, регулирующий общественные отношения, определяемые в Конституции РФ (закон об образовании).

В случае принятия законопроекта депутатами Госдумы, он направляется на рассмотрение в Совет Федерации.

В Российской Федерации не установлено никаких ограничений временных рамок прохождения законопроекта от момента его внесения в парламент до момента принятия. Не существует никаких временных рамок на доработке в комитете.

4) Рассмотрение законопроекта в Совете Федерации. Члены СовФеда не могут вносить изменения в текст законопроекта – это могут делать только депутаты Госдумы. Они высказывают лишь одобрение или неодобрение проекта закона в целом. Для одобрения простого федерального закона нужно простое большинство, а для одобрения федерального конституционного – 3/4 голосов. В случае отклонения законопроекта СовФедом, создаётся комиссия из депутатов Госдумы и членов СовФеда, которая должна устранить возникшие разногласия.

5) Подписание законопроекта президентом. В течение 14 дней президент обязан рассмотреть этот законопроект. В том случае, если президент накладывает вето (не подписывает) на простой федеральный закон, парламент может преодолеть вето, проголосовав за него ещё раз в количестве, необходимом для конституционного закона. В том случае, если парламент ещё раз голосует так, то президент обязан подписать его. Вето президента не распространяется на федеральные конституционные законы.

После подписания президентом законопроект превращается в закон и подлежит опубликованию в официальных источниках и вступлению в силу в соответствие с определённым порядком.

Общественные отношения – это связи между людьми, устанавливаемые в процессе их совместной деятельности.

Правоотношение – это возникающие на основе норм права общественные связи, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Признаки правоотношения:

1. Правоотношение – это двухсторонняя связь управомоченной и обязанной сторон.

2. Осуществление субъективного права и юридической и исполнения обязанностей обеспечиваются возможностью государственного принуждения. В данном случае речь идёт об обязанностях.

3. Правоотношения выступают в виде конкретной общественной связи, однако степень конкретизации может быть различной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: