Значение христианизации в социальной, политической, культурной и общественной жизни Руси

В 980 г. великим киевским князем стал Владимир Святославич. При Владимире произошло великое событие в русской истории — Русь приняла христианство. В Х в. язычество господствовало среди большинства населения, верховным был бог войны — громовержец Перун. Но среди киевских дружинников уже были христиане. Христианкой была княгиня Ольга, хотя ее сын Святослав оставался язычником и подвергал гонениям христиан. Придя к власти, Владимир сначала пытался укрепить языческую веру, создав единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Однако язычество, не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивающихся феодальных отношений, создания прочного государства и укрепления власти князя. Большинство стран Европы к этому времени были христианизированы. В знаменитой легенде в «Повести временных лет», говорится о том, как Владимир в 986 г. выбирал веру для киевлян. Ислам был, отвергнут из-за того, что мусульмане не пили вино, иудаизм — из-за того, что евреи не имели своего государства. Киевский князь выбрал христианство в его византийском, будущем православном варианте. Был заключен династический брак — византийская принцесса Анна была выдана замуж за Владимира, который был крещен в Херсонесе, в Крыму. Причины, которые обусловили принятие Русью христианства: язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы; язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси; монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси; появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, обещая бедным лучшую жизнь в ином мире. Вернувшись в 988 г. в Киев с женой Анной, Владимир приказал уничтожить языческих идолов. Приобщение к новой религии князь начал с крещения киевлян. В Киеве все жители города вошли в реку Днепр, и священники провели обряд крещения. Обращение в христианство населения других русских городов заняло несколько лет. В Новгороде, язычество было в большой силе, и жители ожесточенно сопротивлялись введению христианства. Воеводы Владимира вынуждены были поджечь пригород и, угрожая оружием, заставили новгородцев креститься в реке Волхов. С таким же трудом вводилось христианство в Ростове, других землях. На Руси возникло двоеверие: христиане молились в церкви, имели дома иконы, но одновременно справляли языческие праздники — Масленицу, Ивана Купалу, сохранилась вера в леших, домовых, русалок. Лишь через 200— 300 лет христианство было принято всем народом. Принятие христианства имело для Руси огромное значение: церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва); принятие христианства уравняло Киевскую Русь с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними странами; церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения; принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству. Церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, при монастырях открывались школы, библиотеки; христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев. Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных, прикрывала темные дела отдельных феодалов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: