Судебной власти
Организация и порядок деятельности органов судебной власти основываются на ряде важных конституционных принципов,
1. Осуществление правосудия только судом. Судебная власть принадлежит только судам, создаваемым в соответствии с законодательством. Создание чрезвычайных судов не допускается.
2. Законность. В своей деятельности суды обязаны неукоснительно соблюдать законы.
3. Независимость судей. Деятельность судов подчинена только закону. Судьи не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой
.деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Судьи несменяемы. Финансирование судов производится только из федерального бюджета.
4. Коллегиальность. Рассмотрение дел в суде возможно как коллегиально, так и единолично. Единолично судья рассматривает только дела о мелких правонарушениях. Есть разные варианты коллегиального рассмотрения дел в судах первой инстанции: судьей с участием двух народных заседателей; судьей с участием 12 присяжных заседателей;'тремя профессиональными судьями. В высших судах все дела рассматриваются коллегией профессиональных судей.
|
|
5. Состязательность и равноправие сторон. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к рел'и-
Местное самоуправление (далее -МСУ) представляет собой особый уровень власти в государстве.
6 октября 2003 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно ст.1 этого закона местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Граждане Российской Федерации осуществляют МСУ
посредством участия в местных референдумах, муници
пальных выборах, посредством иных форм прямого во
леизъявления, а также через выборные и иные органы
МСУ. Иностранные граждане, постоянно или преимуще
ственно проживающие на территории муниципального
образования, обладают при осуществлении МСУ права
ми в соответствии с международными договорами РФ и
федеральными законами. * *
• МСУ в Российской Федерации базируется на следующих принципах:
|
|
1) самостоятельность решения населением вопросов
местного значения;
2) отграничение органов МСУ от системы органов госу
дарственной власти;
■ 3) многообразие форм осуществления МСУ;
■X
| 46. Правоохранительные органы "РФ
Правоохранительные органы - совокупность орга- I
I нов, основной функцией которых является защита пра- I
I зопорядка, прав и свобод граждан, борьба с преступно- I
| стью и другими правонарушениями, обеспечение охра- I
I ны общественного порядка и безопасности государства, I
восстановление нарушенных гражданских прав, приме- I
нение предусмотренных законом санкций. |
Существуют различные виды правоохранительных ор-
| ганов. |
Министерство внутренних дел Российской Федера- I ции и его органы - государственные органы исполни- | тельной власти, чьими основными функциями являются I охрана законности и общественного порядка, предупреждение и пресечение различных правонарушений, рас- 1 следование преступлений и розыск скрывшихся или про-павших лиц, организация исправления и перевоспитания осужденных. Борьбу с преступностью осуществляет милиция, которая в пределах своих полномочий наделена правом применять меры принуждения. Законные требования сотрудника милиции обязательны для исполнения I любым лицом, к которому предъявлены эти требования. I Помимо милиции, к органам внутренних дел, в частно- I' сти, относятся внутренние войска и органы пожарной ох- I раны. ■
I Министерство юстиции Российской Федерации - I федеральный орган исполнительной власти, проводя- I щий политику государства и осуществляющий координацию деятельности иных органов в сфере юстиции. К ком- I | петенции Минюста России относится: проведение юри- I I дической экспертизы различных нормативных правовых I | актов; координация деятельности по государственной I
Г |
---------------------------------------:------------
I 48. Гражданское право: понятие, источники,
f- основные институты
Гражданское право - одна из ведущих отраслей отечест- | I венной системы права. Сфера его применения широка -товарно-денежные отношения, договорные связи участни- ■ ков оборота, отношения в сфере интеллектуальной собственности и пр.
Предмет гражданского регупирования составляют иму
щественные отношения и связанные с ними личные не-
!имущественные отношения. Под имуществом в граждан
ском праве понимают вещи (включая деньги и ценные бу
маги) и права требования (напр., право требовать воз
врат долга). Имущественные отношения возникают в I
процессе производства, распределения, обмена и по- I
требления материальных благ. Личные неимуществен- I
I ные отношения возникают по поводу нематериальных ]
I благ (личная жизнь, честь, достоинство, авторство изо- I
I бретения и пр.), которые неотделимы от личности.
I Метод гражданского права (совокупность способов I
I воздействия на участников гражданских отношений) ха- I
I рактеризуется равенством участников, диспозитивно- |
I стью, имущественной ответственностью, особым (иско- I
вым) способом разрешения конфликтов в суде. |
I Участниками гражданских правоотношений являются I
физические и юридические лица. Возникающие между | ними имущественные и личные неимущественные отно- I I шения становятся предметом гражданского права толь- | ко в том случае, если они построены на началах равен- I ства, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Имущественные отношения, I основанные на властном подчинении, регулируются | иными отраслями права (напр., административным).
.&_____________,______ I
регистрации актов гражданского состояния; государственная регистрация политических партий, иных общественных объединений/религиозных организаций и т. д.; обеспечение исполнения уголовных наказаний и многое другое. В пределах своих полномочий Минюст России вправе издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для всех субъектов правоотношений.
|
|
Прокуратура - единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор за исполнением законов на территории Российской Федерации. Помимо надзора, к полномочиям прокуратуры относится уголовное преследование в соответствии с уголовно-процессуальным ' законодательством. В систему органов прокуратуры входят: Генеральная прокуратура РФ; прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним военные и ' другие специализированные прокуратуры; прокуратуры городов и районов, другие территориальные, специализированные прокуратуры.
Адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления. Это профессиональное сообщество адвокатов.. Адвокатской деятельностью является профессиональная юридическая помощь, оказываемая лицами, получившими в, установленном порядке статус адвоката, лицам, нуждающимся в такой помощи. В субъектах Федерации создаются адвокатские палаты, которые объединены в Федеральную адвокатскую палату. Все адвокаты в обязательном порядке являются членами адвокатских палат соответствующих субъектов Федерации.
гии, а также других обстоятельств. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
6. Гласность. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
7. Государственный язык судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке. В судах на территории республик судопроизводство может также вестись на государственном языке республики. Лица, не владеющие языком судопроизводства, имеют право пользоваться услугами переводчика.
8. Презумпция-невиновности. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
|
|
9. Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление. Если в отношении лица имеется вступивший в силу приговор суда, то не допускается новое рассмотрение в суде дела по тому же обвинению.
10. Право на получение квалифицированной юри
дической помощи. Каждый подозреваемый или обви
няемый в совершении преступления имеет право поль
зоваться помощью адвоката. В случаях, предусмотрен
ных законом, юридическая помощь оказывается бес
платно.
Гражданское законодательство отнесено к сфере исключительного ведения Российской Федерации. Источники гражданского права различаются по юридической силе. Основу гражданского законодательства составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ (часть первая, 1994 г.; часть вторая, 1996 г.; часть третья, 2001 г.), принимаемые в соответствии с ними федеральные законы и подзаконные акты федеральных органов государственной власти. Помимо этого, специфическим источником гражданского права являются обьнаи делового оборота, т. е. сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством. Обычаем не может считаться порядок взаимоотношений между отдельными лицами, который признан ими целесообразным, но не отвечает общим правилам.
Институты гражданского права - совокупность норм, регулирующих внутри отрасли определенную однородную фуппу отношений. Институты гражданского права Образуют его систему. В наиболее общем виде она отражена в Гражданском кодексе: общие положения, право собственности и другие вещные права, обязательственное право, право на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, наследственное право, международное частное право.
4) экономическая и финансовая самостоятельность МСУ;
5) ответственность органов и должностных лиц МСУ.
В настоящее время в России проводится реформирование МСУ. Упомянутый ранее ФЗ «Об общих принци-пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает кардинальные изменения. Предполагается проводить реформу МСУ в несколько этапов, постепенно приводя реально существующую систему в соответствие с установленной в законе. Обеспечивается это, в частности, тем, что различные положения данного закона вступают в силу в разное время. Напр., в ст. 83 закреплено, что настоящий закон, за исключением положений, для которых установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с 1 января 2006 года, а ряд положений вступает в силу со дня официального опубликования закона и до 1 января 2006 года применяются только к специально оговоренным правоотношениям. В связи с этим, на органы государственной власти налагаются определенные обязанности по реализации положений закона в установленные сроки.
Согласно новому Закону, структуру органов МСУ составляют: представительный орган муниципального образования; глава муниципального образования; местная администрация; контрольный орган муниципального образования; иные органы МСУ, предусмотренные уставом муниципального образования. Порядок формирования, полномочия, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
I 4
49. Гражданское правоотношение: виды,