Ранние города-государства Месопотамии

Понятие функций государства и их классификация

Классификации источников экологического права

Рассмотрим различные классификации источников экологического права.

1. По юридической силе:

1. Законы

2. подзаконные акты

2. По предмету регулирования:

1. Общие

2. Специальные

3. По направленности правового регулирования:

1. Материальные

2. Процессуальные

4. По характеру:

1. Кодифицированные

2. Некодифицированные

Ответственность за экологические правонарушения - это предусмотренные законодательством меры принуждения государственно-правового характера, вызванные совершением экологического правонарушения. Эколого-правовая ответственность предусмотрена экологическим законодательством и возлагается специально уполномоченными на то государственными органами. Основанием эколого-правовой ответственности является причинение вреда окружающей природной среде, жизни и здоровью человека и его имуществу. Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается возложение на нарушителя природоохранных норм обязанности претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное экологическое правонарушение.

Понятие и общие черты функций государства

Термин «функция» с латинского обозначает «круг деятельности», обязанность или исполнение.

Функции государства - это выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом, основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, реализуемые в характерных для данного государства формах и свойственными ему методами.

Функции государства - это основные направления государственной деятельности, без которых существова­ние государства практически невозможно. В функциях государства выражается его назначение, сущность в решении основных вопросов общественного развития.

Однако функции государства не являются чем-то раз и навсег­да данным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно-исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских государ­ствах), обеспечения прав и свобод граждан (современные раз­витые страны, в которых осуществляется переход к правовому государству).

Государственные функции разнообраз­ны, рассматривая их, можно выделить некоторые общие черты:

♦ содержание функций зависит от происходящих в обществе процессов – они историчны,

♦ в них отражены однородные аспекты государственной деятельности,

♦ они охватывают всю деятельность государства в целом,

♦ отличаются от функций отдельных органов государства,

♦ носят комплексный, собирательный характер,

♦ отличаются от методов их реализации (правотворчес­кой, исполнительно-распорядительной и правоохранитель­ной деятельности).

Каждая функция имеет свой объект воздействия и содержание.

Объект - это определенная сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие.

Содержание показывает, что делает государство, чем занимаются органы государственной власти, какие вопросы они решают.

Созданию государства сопутствует стремление людей достичь каких-либо целей, осуществить свои конкретные интересы посредством специальной социальной организации общества. Поэтому на первый план в деятельности государства выдвигаются, прежде всего, его общественные функции. Именно через общественные функции можно судить о сущности государства, его социальной направленности.

Люди создают государство также для своей собственной защиты, защиты своих прав и личной свободы, что является социальной функцией государства. Необходимость решения этого вопроса вытекает из того, что люди, разные по своей природе, уровню развития и ряду других причин, воспринимают и используют жизненные ситуации каждый по своему, иногда в ущерб интересам других. Только властная сила государства с помощью права, закона способна обеспечить защиту и сохранность прав и свобод каждого гражданина.

Государство объективно «обречено» на выполнение своих функций, так как невыполнение той или иной фун­кции может вызвать негативные последствия. В то же время функции государства должны соответство­вать объективным потребностям общества. Отдельные функции государства — это лишь отно­сительно самостоятельные аспекты целостной и единой по своей сути функциональной деятельности государства по созиданию, поддержанию и практическому осуществлению соответствующего государственно-правового порядка.

Исторический характер государственных функций

Каждому государству в определенный исторический период развития присущи свои функции - основные формы дея­тельности государства, выражающие его сущность.

Специфика, существо и смысл всей функциональной деятельности государства, всех его функций состоят в организации, реализации и защите определенного (социально-исторически обусловленного) государственно-пра­вового порядка жизни общества.

Классификация функций государства

Существует много классификаций функций государ­ства. Наиболее общими критериями разделения функций на виды являются:

= особенности объекта государственного воздействия, своеобразия тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности;

= специфика содержания каждой функции, т.е. однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.

В зависимости от продолжительности действия они делятся на: постоянные и временные.

Иногда выделяют основные и неосновные функции.

В плане содержания правовых форм и процедур осуществления государ­ственной власти отличается функциональная деятель­ность современного правового государства. Принцип разде­ления властей в правовом государстве дает основание для выделения в качестве его основных внутренних функций законодательную, исполнительную и судебную функции.

Выделяются также классовые и общесоциальные функции (к общесоциальным можно отнести область национальной безопасности, ликвидации стихийных бедствий, социальная помощь нуждающимся, защита прав и свобод граждан и др.).

Можно выделить генеральную функцию государства — это реализация общих дел, обеспечивающих необходимые пред­посылки существования человеческого общества. К их числу относятся:

— природные условия, обеспечение жизни, здоровья человека, нормальной среды его обитания,

— социально-культурные условия (свобода, образование, культура, творчество и др.),

— экономические условия (собственность, труд, предпри­нимательство и т.п.), обеспечение необходимого уровня жизни, условий труда, его оплаты, условий быта. Сюда входят также социальная помощь нетрудоспособным, здра­воохранение, жилье, транспорт, связь и др.

— политические условия (участие в политике, демокра­тия, гласность и т. п.).

В западной науке вопрос о функциях государства практически не рассматривается, речь идет о целях и задачах государства. В нашей науке функции государства обычно подразделялись на внутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти, и внешние, которые связаны с отношениями данного государства с другими странами.

Внутренние функции эксплуататорских государств, в свою очередь, делились на основные (классовые) и дополнительные (неосновные, общесоциальные). Основные функции осущест­вляются исключительно в интересах господствующих классов (охрана существующего государственного и общественного строя, господствующей формы собственности, подавление со­противления эксплуатируемых классов и т.п.). Дополнительные же функции государства реализуются в интересах всего общес­тва, в том числе и господствующего, и подчиненных классов (строительство дорог, ирригационных и иных общественных со­оружений, борьба со стихийными бедствиями, осуществление социальных программ и т.п.). Главной внешней функцией экс­плуататорских государств признавалась функция захвата чужих территорий, наряду с которой выделялись функции обороны и внешних сношений (дипломатическая).

Применительно к социа­листическому государству выделялись следующие внутренние функции: хозяйственно-организаторская, культурно-воспита­тельная, регулирования меры труда и меры потребления, право­охранительная, природоохранительная, социального обслужива­ния населения. Указывалось и на то, что до начала 30-х гг. существовала функция подавления сопротивления эксплуататор­ских классов, которая в дальнейшем отмерла в связи с лик­видацией этих классов. Иным был и перечень внешних функций: поддержание мира, оборона страны, сотрудничество с другими социалистическими странами, помощь развивающимся странам, внешние сношения.

Функциональная деятельность демократического государ­ства имеет в виду достижение генеральной цели: обеспечение блага человека, его свободы, благополучия, социальной за­щищенности.

Внутренние и внешние функции государства

Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

Внутренние функции характеризуют его внутреннюю политику. По характеру государственного воздействия на общественные отношения внутренние функции делятся на охранительные и регулятивные.

а) Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного произ­водства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля.

Экономическая функция - это обеспечение нор­мального функционирования и развития экономики, которая сводится к формированию и исполнению бюдже­та, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, установлению правовых основ и стиму­лированию предпринимательской деятельности, ценовой политики и т. п.

Социальная функция - выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг и помощи членам общества, их социальном обеспечении и т. д. Это осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей всего населе­ния, поддержанию необходимого уровня жизни, обеспече­нию необходимых условий труда, его оплаты, быта и обес­печение нормальных, достойных условий жизни для тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут полноценно трудиться (инвалиды, пенсионеры, студенты, безработные и пр.). Социальная функция зак­лючается в поддержке государством общественно значимых отраслей - здравоохранения, жилищного строительства, общественного транспорта и т.п. Опре­деленные основания для этого содержатся и в Конститу­ции Российской Федерации (ст. 7), которая гласит: "Рос­сийская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечиваю­щих достойную жизнь и свободное развитие человека".

Функция финансового контроля в общем плане представляет собой выявление и учет доходов населения, направление их в государственный бюджет.

Культурно-просветительская, призванная обеспечить культурный и образо­вательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.

Идеологическая функция - это поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание культуры.

б) Сущность охранительных функций заключается в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений.

Правоохранительная - направлена на укрепление законности и правопорядка в стране. От выполнения этой функции зависит соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Экологическая функция заключается в обеспечении правового режима природопользования. Экологическая функция в со­временных условиях приобретает важнейшее значение, особенно для развитых стран. Это связано с тем, что деятельность человека приобрела поистине глобальные масштабы, и ее результаты — загрязнение атмо­сферы, воды, земли, накопление огромных запасов смертонос­ного оружия и пр. — угрожают существованию всего живого, в том числе и самого человечества.

Внешние функции государства - основные направ­ления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач.

Внешние функции выступают в виде международного сотрудничества и обороны страны от нападения извне и проявляются в его взаимоотношениях с другими странами.

Международное сотрудничество направлено на установление и развитие экономических, научно-технических, политических, культурных и других отношений.

В свою очередь, международное сотрудничество осуществляется по двум основным направлениям: в русле внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.

Внешнеполитическая деятельность современных цивилизованных государств основана на признании и уважении суверенного равенства всех стран: невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости установленных границ, отказа от применения силы, уважения прав и свобод человека и т.д.

Поддержание мира проявляется в деятельности государства по предотвращению войн, разоружению, участие в регулиро­вании межгосударс-твенных, внутригосударственных и др. конфликтов, борьба за мир и мирное существование.

Оборона страны - это обеспечение достаточного уров­ня обороноспособ-ности, защита суверенитета и территори­альной целостности, экономической независимости, оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ, борьба с терроризмом и др.

Функция обороны страны от внешнего нападения составляет важное направление деятельности государства. Эта функция осуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время оборона страны заключается в подготовке страны к отражению возможного нападения извне, а в военное время - это прямая вооруженная борьба с противником.

Оборона страны подразумевает: оборонительную доктрину, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и др.

Экологическая функция взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созда­нию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.

Функции государства представляют собой цельную, взаимосвязанную деятельность системы государственных органов, которая должна быть направлена на созда­ние условий для гармоничного развития отдельной личности и всего общества в целом.

Функции современного Российского государства

Внутренние:

♦ обеспечение народовластия;

♦ экономическая,

♦ социальная функции;

♦ налогообложение;

♦ экологическая функция;

♦ обеспечения законности и правопорядка, охраны прав и свобод граждан.

Внешние:

внешнеэкономическая - партнерства и интеграции в мировую экономику;

обороны страны;

поддержки мирового правопорядка;

борьба с терроризмом;

экологическая;

сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, продовольственной, энергетической, демографической и др.).

Функции направлены на выполнение конкретных задач и достижение целей, которые встают на определенных этапах развития общества.

2. Формы и методы осуществления функций государств а

Реализация функций осуществляется в опре­деленных формах (чаще в правовых) и особыми метода­ми, присущими государственной власти.

Сущность государства, которая проявляется в его функциях (в его функциональной деятельности), состоит в том, что государство — это правовая, суверенная орга­низация публичной власти свободных людей. В этом смыс­ле можно сказать, что правомерна только функциональ­ная деятельность государства, т.е. такая деятельность го­сударства, которая порождается его природой и соответ­ствует его сущности. Действия же государства, его отдельных органов и должностных лиц, выходящие за рамки его сущностно обусловленных функций, т.е. все не­функциональные действия государственной власти, носят неправомерный и негосударственный характер.

Государство выполняет свои функции в присущих ему формах и применяет в своей деятельности различные методы.

Формы осуществления функций государства делятся на: правовые и организационные.

К организационным формам относятся:

♦ организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функциониро­вания органов государства, связанная с подготовкой проек­тов документов, организацией выборов и т. д.);

♦ организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хо­зяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.);

♦ организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нор­мативных актов и формированием общественного мнения).

К правовым формам реализации функций государства относятся: правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная.

Правотворческая форма выражается в подготовке и издании нормативно-правовых актов.

Правоисполнительная форма выражается в исполне­нии правовых норм исполнительно-распорядительными органами (издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.).

Правоохранительная форма выражается в правопри­менительной деятельности по охране правопорядка, прав и свобод граждан (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а также применение принудительных мер к их нарушителям).

Методы осуществления функций государства доста­точно многообразны.

При выполнении какой либо функции государство использует соответствующие этой функции методы. На­пример, при выполнении правоохранительной функции государство использует методы убеждения и принуждения, при реализации экономической функции применяется множество экономических методов и т.д.

Для правоустановительной функции форма реализации — деятельность государства по установлению всех источников и норм дей­ствующего права (издание законов и иных нормативно-правовых актов, установление прецедентов, санкциониро­вание обычаев, официальное признание и закрепление приоритетного позитивно-правового значения естественных прав и свобод человека и т.д.),

Государство так же невозможно без права, как и право — без государства. Поэтому по своему внутренне­му смыслу правоустановительная функция — это одно­временно и государствоустановительная функция. Конституирование государства означает его правовое оформление, т.е. определение правового положе­ния людей и власти в условиях государственно-организо­ванной жизни.

Для правореализаторской функции форма реализации — деятельность государства по претворению в жизнь установленного пра­ва. Смысл этой функции состоит в том, чтобы установлен­ное в государстве право постоянно и неуклонно действо­вало, чтобы право было подлинно действующим правом.

Вся деятельность государства (всех его органов и должностных лиц) носит характер правореализующих дей­ствий. Сама правоустановительная деятельность (зако­нодательство и т.д.) представляет собой форму реализации правомочий соответствующих государственных органов и должностных лиц на издание в установленном порядке определенных нормативно-правовых актов и т.д. В форме реализации права протекает также исполнительно-распо­рядительная и правозащитная деятельность государства.

Для правозащитной функции формой реализации служит деятельность госу­дарства по защите прав и свобод человека и гражданина, утверждению законности и правопорядка во всех сферах общественной и политической жизни.

Важным аспектом правозащитной деятельности явля­ется борьба с правонаруше-ниями и преступностью, осуществление соответствующих профилактических мероприя­тий.

Осуществление правозащитной функции — одна из главных обязанностей государства. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 2) "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государ­ства".

Следует иметь в виду, что государство может осуществлять свои функции и в так называемых внеправовых формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему, в частности, добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, т. е. не издавая и не реализуя правовые нормы. Для современных государств, одна­ко, это несвойственно.

Из числа неправовых следу­ет выделить:

экономические (дотации, госзаказы, кредитование, регулирование цен и др.),

политические (согласование пози­ций различных политических течений, международные перегово­ры и пр.),

идеологические (обращения к населению, призывы и т.п.),

организационные (планирование, програм­мирование, контроль и др.). Важно, что неправовые методы нередко реализуются через правовое регулирование (напри­мер, утверждение плана приказом, нормативное закрепление цен и т.п.).

Первые го рода-государства, в управлении которых участвовало народное собрание, появились именно в Месопотамии еще пять тысяч лет назад. Считается что это и были первые города и первые государства в истории Земли. Возникла новая, принципиально иная форма человеческого общежития, по описанию Г. Чайлда – «место сосредоточения людей, извлекающих средства к существованию не непосредственно из охоты, рыболовства или сельского хозяйства, а из ремесла, торговли и других занятий». Возникли властные институты и торговля.

Знаменитый шумерологС. Крамер, правда, немного преувеличивал, называя «собрание мужчин города Урука», описанное в поэме о Гильгамеше, «первым парламентом», ибо, строго говоря, парламент есть форма представительного, а не прямого народоправства, каким являлись народные собрания в древнешумерских городах.

Разумеется, не все шумерские города имели народные собрания. Некоторые управлялись царями безо всякой оглядки на мнение граждан. Некоторые тираны, как Урукагина, захватив власть у предыдущих тиранов, утверждали, что они «искоренили рабство и водворили свободу».

Как и большинство других политических режимов, ранние городские демократии в шумерских городах возникали не по экономической или политической, а по военной необходимости. Они зарождались там где основой войска продолжало оставаться вооруженное пешее ополчение свободных людей. Быть гражданином и принимать участие в народном собрании означало быть воином. Как только над свободным народом возвышалась группа привилегированных воинов (всадники или люди на колесницах, имевшие вооружение, слишком дорогое для простого человека), строй начинал приближаться к аристократическому. Как только правитель города набирал свое личное войско из лично обязанных ему людей, купленных им рабов или просто наемников, он превращался в тирана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: