ТЕМА 10. Государство и право средневековой Руси

Возникновение Древнерусского государства. Впервые вопрос о происхождении Древнерусского государства был поставлен в «Повести временных лет» – летописном своде конца XI – начала XII вв., составителем которого считается монах Нестор. Летописец сообщает о 14 племенных союзах у восточных славян, возникших, по-видимому, не позднее VIII в. Это такие союзы, как поляне, древляне, дреговичи, кривичи, радимичи, полочане, словене, вятичи, северяне, уличи, тиверцы, бужане, волыняне, белые хорваты. Союзы возглавляли князья и родоплеменная знать. На основе союзов возникали племенные княжения.

Племенные союзы в целях совместного ведения боевых действий, захвата добычи, обороны объединялись в так называемые «союзы союзов». В арабских источниках упоминаются три таких крупных центра: Куяба, Славия, Артания.

Киев был крупнейшим торговым и политическим центром, возникшим еще в V в. Нестор упоминает основателей местной княжеской династии – братьев Кия, Щека и Хорива, потомками которых по сведениям польских средневековых хроник являлись княжившие в Киеве в IX в. Аскольд и Дир. Очевидно, что в повествовании о трех братьях речь идет скорее о легендарных, а не реальных персонажах, но большинство ученых тем не менее признает, что предпосылки создания государства вызревали в Среднем Поднепровье на протяжении длительного исторического периода. Иордан упоминает о крупных союзах антов, располагавшихся на данной территории в IV – V вв. Антские вожди (рексы) – Ардагаст, Межамир, Добригаст, Бож – обладали большой властью, что позволяло им вести равную борьбу с готами. Наряду со столь древними военно-политическими традициями, следует отметить выгодное географическое положение Киева на важнейшем торговом пути «из варяг в греки» (из Балтийского моря по рекам в Черное море и далее к столице Византии – Константинополю). Таким образом, можно считать вполне закономерным образование здесь в VIII – IX вв. крупного объединения восточных славян.

В 882 г. под властью Киева и племенного союза полян объединились два крупнейших славянских политических центра – Киев и Новгород. В результате образовалось Древнерусское государство – Киевская Русь. Первым князем единого государства стал князь Олег. Он подчинил древлян, северян и радимичей. Наследник Олега Игорь, а затем сын Игоря – Святослав – продолжили завоевательную политику. Только во второй половине Х в. были окончательно покорены и включены в состав государства все восточнославянские племенные союзы. Древняя Русь стала крупнейшим для своего времени европейским государством. Ее площадь составляла более 1 млн. км.2, а население – 4,5 млн. человек. Отметим, что государство было полиэтничным, т. е. объединяло в своих границах не только славян, но и угро-финнов, балтов, тюрков и представителей других народов.

Понятия «Рось», «Русь», «Русская земля» первоначально употреблялись только по отношению к территории Среднего Поднепровья, где располагались такие важнейшие города как Киев, Чернигов, Переяславль. Слово «рос» как этническое понятие встречается на данной территории задолго до образования Киевского государства. Уже в VI в. о росах упоминал автор из Сирии Псевдо-Захария в своей «Церковной истории». В XI – XII вв. название «Русская земля» распространилось на всю территорию государства.

В исторической и историко-правовой литературе ведется длительная полемика между сторонниками и противниками так называемой «норманнской теории» происхождения древнерусского государства. Основоположниками этой теории считаются Байер, Миллер и Шлецер – немецкие ученые XVIII в., работавшие в Российской академии наук. Сторонники норманнской теории утверждают, что государство у восточных славян было создано норманнами – скандинавскими викингами (преимущественно шведами), которых на Руси называли варягами. Основанием для этой теории в первую очередь является содержащийся в «Повести временных лет» летописный рассказ о призвании на княжение в Новгород в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. В контексте этого повествования Олег – наследник Рюрика, и, следовательно, киевские князья, а вместе с ними и государство, ведут происхождение от Рюрика и его родственников.

В летописном рассказе, конечно, есть элементы истины. В конечном счете, княжеская династия вполне могла быть иностранного происхождения, а варяги, несомненно, сыграли значительную роль в истории Киевской Руси. Важно другое: нельзя согласиться со столь примитивным объяснением процесса образования государства как результата усилий одного или нескольких человек. Государство – это продукт длительного процесса разложения родоплеменного строя, результат многовекового исторического пути народа, а государственность – не предмет экспорта или импорта. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому даже с этой точки зрения позаимствовать государственный опыт у скандинавов они не могли. Задолго до призвания варягов, как мы убедились выше, у славян существовал институт княжеской власти, формировались племенные княжения. Поэтому несостоятельность норманнской теории для нас вполне очевидна.

Правовое положение населения Киевской Руси. Основным элементом, определяющим правоспособность человека, был статус личной свободы. С точки зрения данного статуса население разделялось на свободных и рабов (холопов). Существовали также промежуточные категории зависимых людей, которые юридически считались свободными, но находились в экономической зависимости (поземельной, долговой) и, вследствие этого, ограничивались в своих правах.

Холопы являлись наиболее бесправной категорией населения. Убийство холопа квалифицировалось как уничтожение имущества. В пользу господина холопа при этом взимался штраф, либо виновный передавал ему в качестве компенсации другого холопа. За преступления холопа всегда отвечал господин: он платил штраф, мог выдать холопа, совершившего преступление, потерпевшему. Таким образом, в уголовном праве холоп рассматривался как объект права, т.е. вещь. Вместе с тем некоторые нормы гражданского права свидетельствуют о признании определенной правосубъектности холопов.

В целом, рабы выполняли вспомогательные хозяйственные функции в Древнерусском государстве, в то время как главной производительной силой были свободные крестьяне-общинники («люди») и городские жители («градские»,«посадские»). Будучи юридически и экономически независимыми, они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства. Свободные общинники составляли основную массу населения Киевского государства на протяжении большей части его многовековой истории. Однако по мере развития социального неравенства, их число неуклонно сокращалось, а общинные земли переходили в собственность крупных частных землевладельцев.

По-видимому, за счет общинников, утративших свой прежний статус, вышедших из общины, в первую очередь формировалась такая категория свободного населения, как изгои. Вместе с тем в число изгоев, как людей неполноправных, входили также рабы, получившие свободу, и некоторые иные категории населения.

К привилегированным слоям свободного населения, в первую очередь, следует отнести членов княжеского рода. Источники указывают на наличие княжеских сел, где жили зависимые крестьяне, работавшие на князя под надзором княжеских слуг – ролейных старост и др. В XI–XII вв. особый вес и значение в обществе приобрели бояре – крупные земельные собственники. Боярство формировалось из числа представителей старой родоплеменной знати, разбогатевших за счет своих соплеменников, и старших дружинников, получавших земельные пожалования от князей. Со времени введения христианства в качестве официальной религии в 988 г. значительные привилегии были пожалованы церкви. Духовенство получило право на приобретение земель, на сбор особого налога (десятины), судебный иммунитет. К привилегированным слоям примыкали зажиточные общинники («лучшие люди»), а также княжеские и боярские слуги – тиуны.

Благосостояние привилегированных слоев населения обеспечивалось как за счет централизованной эксплуатации свободного населения (дань и повинности в пользу государства), так и за счет использования труда рабов и зависимых людей в частных земельных владениях. В древнерусском законодательстве определяется статус таких зависимых категорий населения как смерды, закупы и рядовичи.

Некоторые исследователи полагают, что смердами именовались все сельские жители, но скорее всего смерды – это люди, зависимые от князя. Смерд обладал определенным имуществом, которое, возможно, он получал от князя. Имущество смерда передавалось по наследству детям, однако землю наследовали только сыновья. Как человек, сохранявший личную свободу, смерд сам отвечал за совершенные преступления, нес личную и имущественную ответственность по обязательствам и договорам.

Закупами назывались люди, заключившие договор займа на условиях отработки долга в хозяйстве феодала-кредитора. «Купа» в данном случае – это заимствованные денежные средства или материальные ценности – земля, скот, зерно и пр. Объем и виды работы определялись кредитором. Закон запрещал кредитору беспричинно наказывать (избивать) закупа, в одностороннем порядке изменять размер купы, отнимать его имущество. Но господин был вправе обратить закупа в холопы за такие преступления, как кража и побег с целью уклонения от исполнения долговых обязательств.

Рядовичи попадали в зависимость, заключая договор – «ряд». В большинстве случаев речь, по-видимому, идет о договоре личного найма. Так же как и холопы, рядовичи работали в качестве слуг в княжеском хозяйстве, но при этом, в соответствии с договором, сохраняли личную свободу.

Появление таких субъектов права, как смерды, закупы, рядовичи с точки зрения исследователей свидетельствует о развитии феодальных отношений, превращении бывших свободных общинников в феодально-зависимых людей. Централизованная государственная эксплуатация посредством взимания дани постепенно уступила место феодальным отношениям, основанным на праве частной собственности на землю. Отметим, что на данной стадии развития феодализма еще отсутствовала крепостная форма зависимости (прикрепление крестьянина к земле и личности феодала).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: