Изменения западной государственной организации

Общеполитические итоги

Первая мировая война (1914-1918 гг.) решительным образом изменила гло­бальные тенденции эволюции политических систем большинства ве­дущих стран мира и в целом тенденцию развития право-государст­венного уклада общества. В итоге войны сформировалась новая геополитическая ситуация, которая предопределила государственное развитие на весь XX век. Именно Первая мировая война стала по­длинно начальным этапом Новейшего времени, имея в виду ее вли­яние на основные государственно-политические и правовые процес­сы этого периода.

В Первой мировой войне участвовали 38 государств Европы, Азии, Северной Америки, Африки. Эта вовлеченность сформирова­ла в итоге подлинно единую взаимосвязь политического и правового развития большинства государств, даже заметно отличав­шихся уровнем социальных и государственных институтов. К этой взаимной связанности закономерно вела история предыдущего сто­летия, начиная с Французской революции XVIII в. Но именно в хо­де и после Первой мировой войны она стала свершившимся фактом; основные тенденции государственного и правового развития одной страны отныне уже неминуемо взаимодействовали с развитием дру­гих, не только соседних стран, оказывая на них большее или мень­шее прямое влияние. Сформировалось и новое мировое со­общество, которое стало вырабатывать принципиально новые виды международного согласия в формах международных надправительственных институтов и наднациональных правовых систем.

Первая мировая война ускорила многие внутренние государст­венно-политические процессы в странах Европы и Азии. Она под­толкнула формирование новых политических режимов, видоизмене­ние право-государственного уклада в направлении, характерном для всего Новейшего времени: для одних это было усиление правитель­ственной власти, для других — демократизация политической сис­темы, для третьих — рост политического тоталитаризма. В особен­ности значительным оказалось влияние последствий войны для стран Азии. Там ускоренно пошло формирование национальных го­сударств, крушение полуфеодальных монархий, высвобождение из-под колониального господства.

Первая мировая война положила конец европейским националь­ным империям — России и Австро-Венгрии. На их развалинах — и в государственном, и в геополитическим смысле — сложилось до де­сятка новых самостоятельных государств. В том числе качественно нового типа ссоциалистическим право-государственным ук­ладом — РСФСР (с 1922 г. — СССР).

Мировая война, в особенности для стран, вышедших из нее по­бежденными или полупобежденными (Германия, Италия, Россия), повлекла и существенные деформации государствен­ных и правовых укладов. В результате общественные явления, существовавшие до войны в чисто идейной области (фа­шизм, тоталитарная демократия, социализированное государство), пришли в область практической политики и государственного строи­тельства, сформировав в перспективе режимы военных диктатур или даже особого партийно-тоталитарного государства.

В ходе Первой мировой войны, частью вследствие приспособления к новым условиям государственного регулирова­ния общества, частью вследствие использования возникавших госу­дарственных и правовых проблем отдельными правящими группами в своих политических интересах, в государственной организации многих западных стран появились новые черты. Эти черты отобра­зили важные закономерности эволюции правительственной власти и центральной администрации, а также правовой политики как в пар­ламентских республиках, так и в конституционных монархиях, сло­жившихся на протяжении XIX в.

Первая мировая война вызвала значительную милитаризацию государственного управления в большинстве стран, и даже в неко­торых милитаризацию всего право-государственного уклада. Это бы­ло связано не только с количественным ростом армии (численность действующих армий достигала 30 млн. чел., всего «под ружье» было поставлено до 74 млн. чел.), расширением военной организации, увеличением веса обслуживающей военные нужды экономики и, со­ответственно, сферы управления. В государственное управление внедрялась военная дисциплина, устанавливалась военно-админист­ративная ответственность чиновников за прохождение дел. Все это в малой степени способствовало снижению коррупции и казнокрадст­ва, но далеко отводило государственное строительство от общепри­нятых парламентарных порядков. Военное управление начинало доминировать и в общеполи­тической, общегосударственной сфере; это сопро­вождалось сокращением государственной роли парламентарных и конституционных институтов. Наиболее показательным вариантом милитаризации государства стала Германия. С началом войны, в ав­густе 1914 г., была обнародована декларация императора о том, что «вся полнота власти» в стране перешла к нему. Реально последние властные полномочия рейхстага были реализованы при голосовании о доверии правительству и о предоставлении военных кредитов. Во­енные неудачи Германии были использованы Верховным военным командованием (Генеральным штабом) для прямого подчинения ему основных гражданских ведомств. С 1915 г. в структуре ВВК возник­ли отделы и управления, параллельные гражданским ведомствам, но руководившиеся по военному образцу: внутренних дел, печати, экономики, сельского хозяйства и т. п. Они вмешивались в деятельность гражданских министров, выдавая им директивы. Тем самым 1916 г. в реальности политико-административной системы установилась диктатура ВВК, почти равнозначная власти монарха. Подрыв «доверия» к ВВК стал расцениваться как преступление,

В ходе войны значительно возросло перераспределение государ­ственных полномочий в пользу правительственных институтов. В большинстве воюющих европейских государств парламенты предоставили особыми законами чрезвычайные полномочия правительствам (в Германии — законом 4 августа 1914 г., в Велико­британии — Законом об обороне 1914 г. и т. д.). В соответствии с этими актами правительства получили полномочия даже по ограни­чению гражданских прав и некоторых сторон действия конституций, в частности «запрещать любую, сочтенную опасной» общественную деятельность, любые организации и корпорации. Именно в годы Первой мировой войны завершилось становление института деле­гированного законодательства в виде уже не частных случаев, а общего правила правительственной деятельности (права издавать законодательные и нормативные акты в какой-то сфере или по какому-то вопросу на основе специального поручения парла­мента). Основную долю законов стали составлять правительствен­ные акты. С одной стороны, это было закономерным проявлением повышения уровня централизации и оперативности государственной деятельности (что закономерно для периода войны). С другой — в этом заключалось проявление тенденций эволюции государственной деятельности в сторону превалирования правительственной власти над парламентско-законодательной, которые обозначались уже с конца XIX в.

Война способствовала также ограничению политических прав и гражданских свобод, даже исходя из принятых конституционных рамок. Повсеместно была введена военная цензура, которая распро­странила свою деятельность не только на чисто военные, но и на политические вопросы, на возможности критики деятельности пра­вительств. Вводились ограничения свободы передвижения граждан, запрещалось проведение митингов и собраний, не санкционирован­ных правительством.

В ходе Первой мировой войны значительно возрос уровень экономически-регулирующей роли государства, вплоть до перехода к прямой распределительной системе на основе административной ре­гламентации. Возникли специализированные регулирующие органы (типа Высшего хозяйственного совета в Германии), которые либо координировали свою работу по управлению частной экономикой с военными органами, либо прямо находились под их подчинением. В интересах преодоления военных трудностей координирующим орга­нам, правительственным ведомствам предписывалось проводить, «любые хозяйственные мероприятия для восстановления ущерба хо­зяйства». Одним из наиболее типичных стало принудительное картелирование предприятий, относившихся к военным или особо хо­зяйственно важным отраслям. Для управления огосударственными отраслями создавались специальные министерства (например, в Норвегии — Министерство продовольствия, 1916 г.; Министерство снабжения промышленности, 1917). Особому контролю государства подверглось обращение предметов первой необходимости, главным образом продовольствия. С началом войны в Швеции, например, было законодательно установлено (октябрь 1914 г.) право принуди­тельной реквизиции частной собственности на продукты питания, были введены лицензирование и квоты на вывоз за границу продо­вольствия. В Норвегии был издан единый закон (1917) о государст­венном регулировании цен. В подавляющем большинстве воюющих стран вводились монополии на продажу отдельных продуктов. В не­которых случаях вводилось квотированное распределение среди на­селения отдельных продуктов питания (карточно-талонные систе­мы) с параллельным ограничением свободного рынка.

Регулирующая роль государства распространялась и на социаль­но-трудовую сферу. В годы войны получили дальнейшее распрост­ранение ограничение права на забастовки и система принудительно­го государственного арбитража в трудовых спорах с предпринимате­лями. Нередко набор рабочих и распорядок производства подчинял­ся военным правилам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: