Контрольное Задание №1
Задания с развернутым ответом. Часть С.
Цели юридической ответственности
Цели юридической ответственности в современных условиях не сводятся только к тому, чтобы «воздать виновному по заслугам». Они гораздо шире и охватывают не только конкретных правонарушителей, но и потенциальных. Можно выделить четыре основные цели.
1. Оградить и защитить от посягательства важнейшие ценности общества, такие как государственный строй, права и свободы личности, честь и достоинство, частная собственность.
2. Покарать правонарушителя и восстановить справедливость.
3. Перевоспитать правонарушителя, изменить его сознание так, чтобы он в дальнейшем не совершал подобных деяний. Здесь очень важно отношение самого нарушителя к своему поступку, осознание того, что за следующее нарушение может последовать более суровое наказание.
4. Предупредить потенциальные правонарушения. Данная цель рассчитана на людей, способных в силу недостаточной сознательности решиться на противоправное деяние.
Основные понятия: право, отрасль права, источники права, объективное право, субъективное право, нормы права, нормативные правовые акты, источники права, структура права, институты права, закон, подзаконный акт, политические права, экономические права, социальные права, культурные права, правоспособность, дееспособность, презумпция невиновности, социальное обеспечение, право на отдых, право на образование, право на труд, правонарушение, противоправность, вина, юридическая ответственность, правоохранительные органы, адвокатура, прокуратура, суд, милиция, налоговая полиция, федеральная служба безопасности, нотариат, Конституция, конституционный строй, президентская республика, парламентская республика, федеративное устройство, парламент, Федеральное собрание, Совет Федерации, Государственная дума, законодательная инициатива, местное, коммунальное и производственное самоуправление, общественное мнение, трудовой договор, коллективный договор, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, право собственности, преступление, правонарушение, правовая культура, правое государство.
С1 |
Назовите три основные проявления политического плюрализма в современных демократических государствах.
С2 |
Укажите три основных цели юридической ответственности, предусмотренных российским законодательством.
С3 |
Приведите примеры трех ситуаций, регулируемых семейным правом.
С4 |
Какие три элемента включает механизм правового регулирования?
Проблемные задачи:
1. Политическая организация начала подготовку к подаче заявления в Министерство Юстиции, чтобы зарегистрироваться в качестве партии. Какие условия необходимы, согласно Закону о политических партиях РФ (с поправками, внесенными в 2005 г.), чтобы получить данное регистрационное свидетельство? Укажите три условия.
Ответ запишите на обратной стороне бланка или на отдельном листе.
2. Н. заказал в частной фирме новые окна, которые должно быть установлены в течение трех дней. Однако фирма, приняв заказ, нарушила срок его выполнения. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации? Приведите два аргумента, подтверждающие ваш ответ.
Работа с текстом:
Федеральный закон «Об образовании»
Извлечения
Статья 14. Общие требования к содержанию образования.
1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать:
адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (степени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.
4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми; народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.
6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.
С1.Какие ориентиры содержания образования выдвигаются в Законе РФ «Об образовании»?
С2. Какие права участников образовательного процесса (обучающихся, образовательных учреждений) названы в данном фрагменте?
С3. Привлекая знания обществоведческого курса, объясните, какие три возможных варианта получения образования предусмотрены в законодательстве РФ. Раскройте их на примерах.
С4. Как вы понимаете мысль о том, что образование способствует совершенствованию и укреплению правового государства? Проиллюстрируйте свои мысли примерами.
Тема эссе:
«Не все, что разрешает закон, позволяет совесть».
Платон
Рекомендуемая литература:
1. Человек и общество. Обществознание: Учебник для 10,11 кл. / Под. ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой.Н.М. Смирновой. Профильный уровень. 10кл.;Ч.. — М.: Просвещение, 2009.
2. Человек и общество: Дополнительные материалы к учебнику «Обществознание» для 10,11 кл. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. — М.: Просвещение, 2000.
3. Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание: Учебник для 10, 11 кл. — М.: Русское слово, 2001.
4. Салыгин Е. Н., Салыгина Ю. Г. Обществознание: Учебник для 10, 11 кл. — М.: Вентана-Граф, 2002.
5. Мушинский В. О. Обществознание: Учебник для 10,11 кл. В 2 ч. Ч. 1 — 10 кл.; Ч. 2 — 11 кл. — М.: Центр гуманитарного образования, 2002.
6. Обществознание: Учебник для 10—11 кл. / Под ред. А. Ю. Лазебниковой — М: АСТ: Астрель, 2006.
7. Никитин А. Ф. Обществознание. Учебник для 10—11 кл. — М.: Просвещение, 2005.
8. Никитин А.Ф. Большой школьный словарь.- М.: Аст-пресс школа, 2006.
9. Школьный словарь по обществознанию: Пособие для учащихся 10—11 кл. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2003.
10. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10—11 кл.: Пособие для учителя / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М.: Просвещение, 2001.
11. Обществознание: Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2006 г. / Министерство образования РФ. — М.: Центр тестирования Минобразования России, 2006.
12. Словарь по обществознанию:Учебное пособие для абитуриентов ВУЗов /Под ред. Ю.Ю. Петрунина. - М.:УНИВЕРСИТЕТ книжный дом, 2006.
Уважаемые господа студенты!
Профессиональная подготовка юриста – это совокупность взаимосвязанных между собой научных дисциплин, четко отлаженная система, где каждый учебный предмет занимает строго отведенное место. Фундаментом этой иерархии является курс теории государства и права, которая закладывает основы юридического образования. Именно теория государства и права дает наиболее полное представление о государственно-правовых явлениях и процессах, показывает закономерность возникновения, развития и функционирования государства и права, обеспечивает студентов знаниями, учениями и навыками, необходимыми для изучения отраслевых курсов законодательства и права. Теория государства и права является наукой интегративной, методологической, поскольку формируемые понятия в рамках ТГП и разрабатываемые конкретные методы правовых исследований являются общими для всех наук юридической направленности. Таким образом, теория государства и права – это методологическая (вырабатывает методологию изучения права), юридическая (изучает право), политическая (объектом изучения также является государство, как основной политический институт), интегративная (обобщает, объединяет, связует юридические знания).
Контрольное задание №1 состоит из контрольных теоретических вопросов, а также промежуточным тестов по соответствующим темам. Кроме того обращаю Ваше внимание на написание РЕФЕРАТА по разделу «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА», объем не менее 15-20 страниц.
Основные задачи контрольного задания следующие:
а) показать знания теоретических вопросов;
б) использовать материалы юридических источников (документов) по Темам №1-8;
в) дать обоснованные ответы при решении практических задач (тестов) желательно со ссылкой на нормативно-правовые акты, регулирующей данные правоотношения.
Писать надо только о том, что прямо и непосредственно относится к вопросу, и, таким образом, строго отбирать материал. При подготовке контрольного задания нужно использовать всю рекомендованную литературу, особенно Конституцию Российской Федерации. По своему содержанию контрольное задание должно представлять собой последовательные, четкие, развернутые, аргументированные ответы на вопросы. Ответы должны составляться своими словами, привести примеры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Темы1-8
Тема №1. Концептуальные основы исследования теории. Государства и права.
Тема №2 Сущность государства.
Тема №3 Основные теории происхождения государства.
Тема №4 Форма государства.
Тема № 5 Учения отечественных мыслителей о форме российского государства.
Тема №6 Историческая эволюция государства.
Тема 7. Сущность государственной власти и политической системы
Тема 8. Концепция правового государства в становлении современной российской государственности