Теологическая теория возникновения государства

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ (КОНЦЕПЦИИ) ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Функции государства.

Традиционно функции государства подразделяют на внутренние и внешние. К внутренним относят:

1) функции по охране существующего политического строя, социально-политической структуры общества, порядка и законно­сти, защите прав человека;

2)хозяйственно-организаторскую, общественно-экономическую функцию (регулирование экономи­ки, поддержание экономической стабильности);

3) социальную функцию (выполнение социальных программ);

4) культурно-воспитательную функцию.

Внешние функции - оборона страны, защита ее интересов на международной арене.

Структурно государство складывается из высших законода­тельных органов власти, исполнительных, судебных, админист­ративно-чиновничьего аппарата, аппарата принуждения (армия, полиция, суд).

За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права.

Теологическая (религиозная) теориягоспод­ствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер. Основоположники: многие религиозные деятели Др. Востока, средне­вековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Бла­женный - 354 - 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.).

Суть: государство возникло по воле Бога. Следова­тельно, государство, его институты, власть: вечны, незыблемы и святы; их возникновение и упразднение не зависит от человека; являются выразителями воли Бога на земле.

Достоинства данной теории:

- способствует укреплению гражданского согласия в об­ществе, усилению духовности;

- препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Недостаток теории в том, что она осно­вана на вере (в Бога), а не на проверенном научном зна­нии, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.

Современным инвариантом теократической теории является христианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со сто­роны государства, заботе каждого гражданина об обще­стве, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обес­печить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: